Пришел комментарий:
"Духовное может воспитать только духовный человек, а педагог абсолютно не
знает путей духовного делания, чтобы воспитать духовное в человеке. Педагог
может воспитать только нравственное. К духовному он не имеет никакого
отношения".
Позволю напомнить,
что именно многие церковные деятели провозглашают единственно правильным нравственное воспитание!
Действительно, проблема здесь состоит не в том, как
назвать (все равно «нравственное» в человеке обогащается «духовным», «духовное»
же тоже невозможно без «нравственного»!) а кто и как это будет делать. История
развития нашего общества показала, что без развития духовных свойств личности
происходит нравственная деградация человека… Вспомним противоречие 20-30-летней
давности – школьные педагоги понимали необходимость духовного воспитания, но не
знали, как к нему подойти в цивилизационной форме… Отсюда, одни бросались к
средствам культурологического подхода на уровне знакомства с фольклором и
народными промыслами. Другие использовали диалог как форму проведения урока,
ограничившись беседами по душам (что тоже было очень полезно). Третьи, без
учета возрастных особенностей детей и их духовного опыта, предоставляли
возможность уважаемым священникам, не всегда имеющим педагогическое образование
и опыт, вычитывать курс Катехизиса (очень сложного для восприятия даже
воцерковленному человеку!) и, просто, до поры-до времени, устраивали в
государственной школе церковную жизнь - молитвенные комнаты, церковные
праздники, постные дни, молитвы (зачем подменять одно другим? – меняется
смысл!) …
Да, действительно, духовность в человеке
умозрительно и книжно не развивается, и об этом нам известно из святоотеческого
предания. Развитию духовных сил личности нужно то, что не может дать ни одна
школа – практику православного благочестия! «Вера без дел мертва есть»!..
Следовательно, Церкви и Школе надо было разделить, четко разграничить
компетенции воспитания православного образа жизни: учитель, обладающий большим
духовным и педагогическим опытом, профессионально, методически, под
руководством опытного школьного душепопечителя, развивает духовные мотивации
ребенка (в этом христианская и педагогическая психология шагнули за последнее
десятилетие очень далеко!). И этот же духовный наставник воспринимает и ведет
детей в лоне Церкви. Каждый занят своим делом! Создается целостная
педагогическая система, в которой педагоги, учащиеся и их родители, священство,
прихожане, культурные институты и др. взаимодействуют между собой…
И такая практика уже существует, и, с в первое
десятилетие этого века она вошла в педагогическую теорию и практику как
«духовно-нравственное воспитание»! Замечу, что трудно продвигаются методики
духовно-нравственного воспитания именно в среде священства, видимо, в силу
закона: каждое действие равно силе противодействия!..Но это шутка! Идет
серьезный процесс становления методологии развития духовно-нравственной сферы
личности, в котором ныне кто-то лидирует, кто-то отстает, кто-то тормозит… И,
чтобы она была принята, нужно время, чтобы ее оценить…
|