Из концепции учебного занятия "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ УРОК"
Духовно-нравственный урок - это специально организуемое нетрадиционное учебное занятие в школе. Педагог направляет ученика на осознание духовного смысла жизни человека, раскрывает культурно-историческое, традиционное значение православного образа жизни русского народа...Содержание урока составляют поучения православных святых о воспитании христианских добродетелей и преодолении греховных привычек. Подвести ученика к рефлексии (самооценке) личного опыта в отношении к Богу, ближнему и к самому себе является важнейшей педагогической задачей...Урок здесь как "назидание, вперед наука" (В.И. Даль), а не средство получения научных знаний...Педагогу и ученику важно понимать, что "Духовная жизнь не в том состоит, чтобы видеть свои исправления, а в том, чтобы зрети своя согрешения...Не думай, что можешь скоро научиться духовной жизни; она есть художество художеств; не одна теория, но и практика нужна, а при оной бывает много и преткновения, и восстания. ( (преп. Макарий).
Духовно-нравственный урок трудно даже квалифицировать как педагогическую технологию, ибо его задачи духовно значимы и социально важны... "Начало премудрости есть страх Господень, от которого бывает хранение заповедей Божиих, а когда страха Божия нет, то и нравственность во многих сословиях в большом упадке, так что при настоящем положении дел мудрено приискать средства положительно-действительные к восстановлению нравственности... (преп. Амвросий). Опыт показал, что такие уроки на всю жизнь запоминаются детям, и они с благодарностью вспоминают о них...
Организовать Духовно-нравственный урок на высоком эмоциональном фоне, сделать его запоминающимся, не оставить равнодушных - задача не каждому педагогу по плечу. И нужен здесь педагог, имеющий не только значительный жизненный и профессиональный опыт, но, более всего, духовный опыт...Но надо помнить, что "Научить человека жизни духовной очень трудно" (преп. Амвросий), а значит, все-таки возможно!.. Это важнейшее воспитательное дело сближает педагогику и Церковь, ибо без церковной жизни не возможна полнота воспитания христианской нравственности..
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ УРОК – БЫТЬ
ИЛИ НЕ БЫТЬ?!
Именно целостность личности по
духу, душе и телу – основа христианской этики - не позволяет нам разделять
«духовное» и «нравственное», а понимать развитие личности учащегося как систему
духовно-нравственного воспитания, где основным содержанием («питанием вос-питания»)
является усвоение православно-культурных ценностей, традиций, знаний и значений
как исторически сложившегося континуума отечественной духовной культуры.
Наша позиция выражается в выстраданной нами истине - «духовность – это человеческая бытийность в Боге…». Духовность, как врожденный человеку, дарованный Богом отсвет Его Образа, не исчезает бесследно, но способна возрастать в силе, приумножаться и приближаться к первозданности… Развитие духовности, как свойства личности, возможно как средствами церковного и семейного воспитания, так и в целенаправленном педагогическом процессе.
Любой урок в школе это основная форма обучения. Иначе говоря, урок – это учебная работа, когда умственные, волевые и эмоциональные действия учителя и ученика направлены на достижение определенной цели урока, взаимосвязанной не только с тематикой или циклом уроков, но, прежде всего, с концепцией педагогического процесса. Гуманитаризация образования, которой охвачены ныне все школы, как и любой системный процесс, имеет свои достоинства и свои недостатки, но это движение пробило стену классно-урочной системы, авторитаризма учителя и создало направление личностно-развивающего образования – в этом его великая заслуга! Личностный подход, преобразивший отношение к человеку во всех сферах деятельности, открыл возможность войти в педагогическое пространство антропологической концепции, в частности, христианской антропологии. Если говорить о «продукте» деятельности на личностно-развивающем уроке, то надо учесть фактор сложной пространственно-временной характеристики развития личности, обусловленной эффектом отсроченного результата. Личностно-развивающий урок (т.е. урок, где главная цель – развитие личности, а не накопление научных знаний), не начинается и не заканчивается со звонком - он есть продолжение в жизненной практике мыслей, чувств и мотивов, «разбуженных» в педагогическом взаимодействии.
Духовно-нравственный урок – это
важнейший компонент педагогической системы, методически подвигающей ученика к
мотивации православного образа жизни. Для учителя важно, чтобы ученик, лучше
сказать, воспитанник, овладел смыслом христианской жизни, усвоил заповеди
христианской морали не умом, а сердцем, воспринял их всей душой… Не каждое
учебное занятие может быть Духовно-нравственным уроком, однако на каждом уроке
в школе нельзя проходить мимо духовно-нравственных проблем в угоду усвоения
предметных знаний! Духовно-нравственный урок в школе мы относим к
личностно-развивающим педагогическим технологиям, однако он занимает в их ряду
свое, особое место.
Духовно-нравственный урок
отличается характерными признаками:
здесь всегда целью и содержанием
урока всегда является выявление личных или общих духовно-нравственных проблем;
здесь методически выстраивается
логика усвоения смысла христианской этики в условиях образовательного
пространства (от Духовно-нравственного урока в школе до исповеди в Храме);
здесь методически формируется
пространство духовного содержания художественных произведений как
иллюстративного сопровождения;
здесь методически отбирается
материал из духовного наследия святых отцов церкви, в соответствии с
возрастными особенностями и личным духовным опытом воспитанников;
здесь методически выстраивается
ситуация, подвигающая воспитанника к рефлексии (самооценке и выработке
программы определенных действий) личного духовно-нравственного развития;
здесь методически обоснованы
средства педагогического взаимодействия, идея коллективного содружества и формы
творческого сотрудничества;
здесь учитель выступает, прежде всего,
как более опытный в духовной жизни человек, и потому требования к его профессионально-личностному
развитию непреувеличенно высоки.
На Духовно-нравственном уроке не
ставятся оценки 5-балльной системы - здесь важна нравственная самооценка. Здесь
диагностика развития духовно-нравственной сферы личности станет важным
инструментом в педагогической поддержке. Нами разработан и апробирован ряд
методик оценки развития духовно-нравственных отношений личности учащихся на
всех ступенях гуманитарного образования.
В форме Духовно-нравственного урока
могут проходить как отдельные предметные занятия основной образовательной
программы и нетрадиционные
уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-"круглые столы"
и др.), так и Классные часы.
Но главное - это сложившаяся в
более чем 20-летней педагогической практике методическая форма учебных занятий
духовно-нравственного содержания в дополнительной образовательной программе
гуманитарного образовательного учреждения.
В начальных классах выстраивается база учебно-познавательной и духовно-творческой деятельности учащихся. С учетом особенностей развития младших школьников педагог раскрывает основное содержание духовно-нравственных отношений человека к Богу, ближнему и к самому себе.
В средних классах расширяется пространство духовно-нравственных ценностей. Здесь происходит основной этап формирования личной позиции, закладываются основы духовно-нравственного самоопределения учащегося. Содержанием проблемного обучения здесь становятся: выработка учащимися духовно-нравственной оценки путей богопознания и самопознания на примере сюжетов выдающихся памятников мировой художественной культуры и истории их создания; формирование личного отношения к позиции художника, к идеям общественной морали и религиозной этики различных эпох. Обучение проходит с использованием дидактического материала «Православно-культурный и общественный взгляд на ценности духовной культуры», являющийся для учащегося определенным оценочным стандартом для выражения личного отношения.
Обучение старшеклассников направлено на выработку системного представления о духовно-нравственных ценностях. Подготовка учащегося к самостоятельной жизни в семье и обществе становится на этом этапе главной целью воспитания и самовоспитания.
Разделы учебной программы объединены в определенный цикл, завершающийся комплексом учебных занятий системы духовно-нравственного воспитания - духовно-нравственным уроком, творческим уроком, личной духовной практикой и культурными практиками учащихся.
Учебное занятие «Духовно-нравственный урок» рассматривается как актуализация воспитывающей функции обучения средствами проектирования педагогических ситуаций, побуждающих воспитанников к осмыслению духовно-нравственных отношений личности. Педагогическая диагностика становится здесь необходимым предшествующим действием педагога. Духовно-нравственный урок рассматривается как способ поиска и оценки духовно-нравственного смысла жизни и деятельности человека. Разработка тем уроков в виде постановки вопросов «Кто...?», «Как...?», «Зачем...?» и «Почему...?» и т.д. требует от учителя подвести учащихся к правильному самостоятельному ответу. Ни один урок не может оставаться без ответа или без нацеленности на его дальнейший поиск.
Учебное занятие «Творческий урок системы духовно-нравственного воспитания» рассматривается как средство реализации творческого потенциала личности в культурной деятельности: разработке или участии в духовно-нравственных проектах, целевых программах, поисково-исследовательской работе в области национальных традиций, ремесел, фольклора, а так же в форме организации и (или) участия в фестивалях, конкурсах и т.д. В начальных классах Творческий урок проходит как открытие новой сферы деятельности: Я рисую мир Божий! Я расскажу о святом, имя которого ношу! Я читаю любимые духовные стихи! И т.д. Восклицательные знаки акцентируют внимание учителя на создании высокого эмоционального фона учебных занятий как личных открытий духовного мира.
Учебное занятие «Личная духовная практика учащихся системы духовно-нравственного воспитания» рассматривается как способ развития навыков духовной жизни. Педагоги и учащиеся включаются в совместную православно-культурную деятельность: они участвуют в православных богослужениях, совершают паломнические поездки, трудятся на восстановлении христианских святынь, строительстве и благоустройстве православных церквей и монастырей, отдыхают в летних поселениях, ухаживают за престарелыми, больными и инвалидами, организуют духовно-просветительские концерты и т.д. Учитель должен обратить внимание на постановку тем занятий виде глаголов: «Учим…», «Знакомимся…», «Читаем….», «Готовимся…». Постепенно учащийся овладевает традициями православного образа жизни: формируется молитвенное правило, устанавливаются православный характер семейных отношений, накапливается опыт участия в церковных таинствах, православных празднованиях, постах, паломничестве и т.д.
Усвоение духовно-нравственных понятий становится важнейшей задачей качества образования. Духовно-нравственные понятия рассматриваются как результат обобщения христианско-этического учения о спасении души, выделение существенных признаков грехов и добродетелей, определение значимого содержания православного образа жизни. В процессе обучения духовно-нравственные понятия усваиваются методами сравнения и противопоставления со связанными в некотором отношении понятиями общественной морали для подчеркивания специфики изучаемого. При введении духовно-нравственного понятия в учебный материал педагогу необходимо выделить, подчеркнуть особенности этих понятий, так как они объединяют в себе богатство единичного, особенного и всеобщего. Можно условно разделить, систематизировать духовно-нравственные понятия по источникам определения содержания.
К единичным или, как мы их еще называем, «базовым» духовно-нравственным понятиям мы относим духовно-нравственные понятия, изложенные в первоисточнике - в Евангелии. Например, понятия «духовный, духовен» мы можем найти в определенных стихах Евангелия. Сохранение стиля языка является сакральным моментом и неправильное цитирование текста оценивается не просто как небрежное отношение к материалу, а кака отношение к Богу, источнику этого текста. Культура пользования текстом Евангелия предполагает знание номеров глав и стихов основных цитируемых текстов. Толкованию евангельских текстов посвящены многочисленные научные исследования и святоотеческие писания. В обучении, как и в практике духовной деятельности, рекомендуются канонические издания, признанные христианской Церковью как правильные. Обратим внимание на стиль изложения евангельских текстов. Например, как звучит понятие «духовность» в Деяниях апостолов – книге Нового Завета. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». 1 Петр.2.5. «Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему». Рим. 1.11. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху». Рим. 7.14. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир». Рим. 8.5,5. «И возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». 1 Кор. 2.13,15. «Если мы поселяем в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное». 1 Кор. 9.11. «И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». 1 Кор. 10.3,4. «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных». 1 Кор. 14.1,37. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело духовное.. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». 1 Кор. 15. 44,66. «Братия! Если и впадает человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Гал. 6.1. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Еф. 1.3. «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Еф. 5. 19. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Еф. 6.17. «Чтобы вы исполнились познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном». Кол. 1.9. «Бог духовный». Ин. 4.24.
К особенным, или как мы их еще называем, «опытным» духовно-нравственным понятиям мы относим понятия, осмысленные в процессе личного духовного опыта. К таким, в первую очередь, как к образцам, относятся понятия, изложенные в святоотеческих писаниях. К опытным источникам содержания духовно-нравственных понятий можно отнести понятия в обыденном определении, то есть, как его понимают в церковном быту. Ученическое определение духовно-нравственного понятия - то, какое содержание он постепенно осмысливает в процессе его усвоения. Именно с учетом фактора специфики «опытного» познания формируется содержание Школьного словаря духовно-нравственных понятий из источников, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ в качестве учебных пособий.
К всеобщим, или «научным» духовно-нравственным понятиям, мы относим определения этики, эстетики, культурологии, педагогики, психологии, философии, богословия, социологии и др.. Принципиально важным является сегодня расстановка требований к толкованию духовно-нравственных понятий: 1) соблюдение общих требований к определению понятия; 2) сохранение важнейших характеристик первоисточника определения понятия; 3) актуализация предмета научного определения. Например, сравним понятие «духовность» с позиций лингвистики, педагогики и христианской этики. По определению В.И. Даля «Духовное - все, относящееся к Богу, церкви, вере; все, относящееся к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., Эксмо, 2002, с. 226). С философско-педагогических позиций, «духовность – понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Понятие духовность, образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесенность с супранатуралистическим трансцедентным началом. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно, одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Д обнаруживается 1) в преодолении повседневности; 2) духовное преодоление повседневности является индивидуализированным; 3) Это преодоление повседневности не сводится к обращению к другой повседневности; 4) Духовность выражается в привнесении в повседневность дополнительных, но вместе с тем возвышающих смыслов (Педагогический энциклопедический словарь/Гл ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.:М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. с. 81). Сравним с понятием духовности в определении В.В. Зеньковского, известного ученого, педагога и богослова: «Духовная жизнь в нас и есть источник самовидения, это есть сердцевина личности, связью с которой и держится вся наша личность в полноте ее сил…Человек духовен и в грехе, и в добре, в истинном знании и заблуждениях, в поклонении красоте и чувственности – и то, что мы остаемся духовны всегда и во всем, означает такую нерасторжимость, единичность и неповторимость связи духовной стороны психофизической организации, что начало личности, будучи, как мы видели, по существу чисто духовным, пронизывает собой все в человеке. Походка и тип движения, голос и интонации, почерк и стиль, социальное поведение и социальные чувства, тип реакций, настроений – все, решительно все становится интимно связанным с началом личности…Начало личности как момент абсолютности в нас зовет нас к преображению, т.е. к обожению (теозису), не вне психофизической оболочки, а в ней и с ней. Путь жизни есть феноменология духа» (Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-пресс, 1996). В определении понятия «духовность» В.В. Зеньковским сохранен стиль и единичные понятия христианской этики, такие как «обожение» (теозис) и «преображение» (в этом мы усматриваем сохранение специфики языка христианской этики и актуализацию аспекта толкования), но при этом определение «духовности» содержит общие научные понятия, такие как «феноменология духа», «грех», «добро», «личность», «абсолют», «социальное поведение» и др., что позволяет удерживать единую линию научного определения. Сравним с «каноническим» определением (Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2-х томах. Репринтное издание. М., Возрождение, 1992. т.1., с. 806): «Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее тело – прах, а потому душа в Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собой ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге…Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии ее, в способности разума, дара свободы и дара слова». Данное научное определение выстроено полностью в традициях православного богословия, основанного на учении христианской антропологии об образе и подобии Божием.
Усвоение любых понятий происходит в процессе объективации знаний, их обобщения, трансляции. Введение духовно-нравственных понятий в содержание образования служит не только средством получения теоретических знаний о христианской этике, но и способствуют практическому освоению духовно-нравственных отношений личности, формированию православного образа жизни и социализации учащихся. Главный результат обучения состоит не в отличном знании шедевров мировой художественной культуры, хотя для культурного человека этот фактор является несомненным, а более всего в умении учащегося выразить свое личное отношение, дать оценку явления или события с православно-культурных позиций. Школьная оценка выставляется за освоение знаний шедевров и истории развития мировой художественной культуры. Оценка духовно-нравственных знаний направлена на соотнесение уровня развития духовно-нравственных отношений личности с принятыми критериями, образцами, нормами, уровневыми характеристиками на основе специально разработанных диагностических методик.
Вопросы
1) Какой учебный предмет Вы преподаете и сколько лет?
2) Разрабатывали ли Вы собственную учебную программу духовно-нравственного содержания и методику ее преподавания?
3) Почему данный учебный предмет называется «Духовная культура»?
4) Какой фактор является определяющим при преподавании данного предмета?
5) На какую категорию педагогов рассчитано преподавание?
6) Назовите методические приемы автора по систематизации и последовательности процесса обучения?
7) Какие и зачем нетрадиционные формы учебных занятий вводит автор в технологию педагогической деятельности?
8) Какой подход к систематизации духовно-нравственных понятий осуществляет автор?
9) Как оцениваются духовно-нравственные знания?
10)
В чем состоит главный результат обучения?
ИСТОЧНИК: Ли, Л.В. Методики системы духовно-нравственного воспитания: практикум. Учебно-метод. пособие.-М.: Планета.-2011.-264 с.- С. 93-100.