1. ПРОБЛЕМЫ развития духовно-нравственной
сферы личности
Специфической функцией духовно-нравственной сферы лич-ности является обеспечение способности человека жить вопреки внешним обстоятельствам, соблазнам «легкой жизни», импульсив-ным влечениям, вырабатывать собственные жизненные принципы, сохранять веру принятым идеалам, мобилизовать свою волю и лич-ностный потенциал для противостояния всему, что разрушает нрав-ственность и сущностные силы человека.
Среди множества кризисов и катаклизмов, переживаемых российским обществом, наиболее глубоким, системным является кризис, поразивший духовно-нравственную сферу личности. Слож-ные эксцессы общественного сознания привели к изменению цен-ностно-смысловых отношений личности - духовно-нравственные ценности «девальвируются» в угоду прагматическим интересам; образование замкнуто на «знаниевый» интерес; попрание тысяче-летней традиции православных семейных отношений и семейного воспитания привело к феномену неполной семьи и социального си-ротства; и т.д.
Известно, что поиск ответа на вопрос о смысле жизни чело-века является тем «зерном», из которого произрастает личность. Необходимость поиска этого смысла как раз и составляет одну из сущностных характеристик духовно-нравственной сферы личности (Л.П. Буева, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Пахомов, А.А. Пожеда-ев, А. Швейцер, В.Н. Шердаков, А.Ф. Шишкин).
«Невостребованным оказывается богатство мировой художе-ственной культуры, возникает угроза прерывания канала передачи духовного-нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожа-лению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправ-ленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ре-бёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умствен-ное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и ста-новлению личности».
Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрос-лыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во време-ни или вообще недоступными для младших школьников. Это зна-чительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.
Наблюдается явление поляризации детей по уровню умст-венного и интеллектуального развития, сформированности познава-тельных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей, всё большее число ребят от-носят к группе риска, т. е. к проблемным - интеллектуально пассив-ным, испытывающим трудности в обучении, а также со «специаль-ными нуждами». Повышенная уязвимость детей и подростков из группы риска требует большего внимания к индивидуализации об-разовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей в развитии и обучении.
Процесс формирования духовно-нравственной сферы лично-сти основывается на исследовании психологических механизмов новообразований в ее ценностно-смысловой структуре. Личностно-развивающее образование становится сегодня важнейшим факто-ром возрождения, сохранения и развития духовной культуры лич-ности и самосознания человека (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.С. Запесоцкий, Н.И. Селиванова, Ф.Т. Михайлов). Возникает во-прос о педагогически управляемом становлении духовно-нрав-ственной сферы личности. Последнее требует определить индиви-дуально-личностный потенциал ребенка, обусловленный в свою очередь уровнем его интеллектуальных, творческих способностей, внутреннюю логику этого процесса, систему методов, обеспечи-вающих саморазвитие воспитанника и т.д.
Духовность, согласно Б.С. Братусю, относится к родовым оп-ределениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности. В психологическом плане духовность характери-зуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состоя-ниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение.
Кризис духовно-нравственной сферы позволяет сделать вы-вод, что разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную па-мять (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут ос-таваться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способ-ностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравствен-ным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме (В.И. Слободчиков).

2. СОДЕРЖАНИЕ духовно-нравственного воспитания
Сфера духовно-нравственного воспитания является, по сути, единственной областью, в которой ведется диалог между право-славной и светской педагогикой, чем и обусловлено применение ставшего общеупотребительным термина «духовно-нравственное воспитание» (И.А. Соловцова). Точкой соприкосновения этих двух педагогик является проблема поиска смысла жизни как основы че-ловеческого бытия. Сам процесс духовно-нравственного воспита-ния, полагают исследователи, ведет к расширению пространствен-но-временных рамок бытия человека, к рефлексии собственной жизни в общей системе космогенеза (Т.И.Власова, С.В. Кульневич, Л.П. Разбегаева, В.И. Слободчиков).
Духовно-нравственное воспитание, как показывают многие авторы, противостоит идеологемам в образовании и нацелено на воспитание человека как такового, как носителя человеческой сущ-ности, духа, а не функционера, «субъекта рынка». Создание теории и практики такого воспитания требует отказа от традиций «меро-приятийно-массовой педагогики» и построения воспитания как ин-дивидуально-творческой деятельности, в высшей степени «штуч-ной» работы педагога (И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова). Все это нельзя осуществить, не создав предпосылки и условия востребован-ности личности, ее субъектной активности в образовательном про-цессе (Т.И. Власова, В.Ф. Сидоренко).
Воронова О.А. отмечает: «В этой системе координат цель ду-ховно-нравственного воспитания состоит в превращении «сердца эгоистического в сердце всескорбящее», т.е. формирование эмо-ционально-мотивационной сферы личности. В условиях общеобра-зовательной школы эта цель достигается, прежде всего, через ус-воение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, где образование - не изучение предметов, а развитие лич-ности предметами: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы - только средства (П.Ф. Каптерев). Согласно ценностной концепции современной дидактики, процесс обучения является одновременно процессом направленного духовного разви-тия и воспитания. Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительно-го образования на основе единства содержательной и процессуаль-ной сторон обучения, его образовательной, воспитывающей и раз-вивающей функций, единства целей и ценностей, взаимодополни-тельности содержания, а также единства требований со стороны педагогов и воспитателей».
Михалец замечает, что «духовно-нравственные отношения имеют двухуровневую структуру: первый уровень - нравственные отношения, включающие в себя отношение к морали и самоотно-шение; второй уровень - духовные отношения, определяющие от-ношение к смыслу жизни, идеалу, религии.

3. МЕХАНИЗМЫ развития духовно-нравственной сферы
личности школьников
Механизм духовно-нравственного развития исследователи связывают с парадигмой личностного подхода в образовании, объ-ясняющего и проектирующего развитие сложных феноменов лич-ностного опыта учащегося. В основе такого образования лежит осо-бого рода педагогическая поддержка воспитанника в ситуации, пре-одолевая которую, воспитанник обретает «опыт быть личностью» (О.С. Газман, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, С.М. Юсфин). Конструи-рование подобных ситуаций, как показывают исследования С.В. Бе-ловой, В.И. Данильчука, В.В.Зайцева, Н.Г. Зотовой, Е.А. Крюковой, В.М. Симонова, Н.В. Ходяковой, Т.И. Чечет и др., возможно на ос-нове применения задачно-контекстных, дискуссионно-диалогичес-ких и учебно-игровых технологий.
Целью духовно-нравственного воспитания является создание условий для формирования ценностно-смысловой структуры лич-ности. Данная структура представляет собой иерархическую орга-низацию мотивов, ценностных диспозиций, апробированных в опы-те жизненных программ и стремлений. Эта структура служит инст-рументом ориентировки личности в социальной среде, в становле-нии мировоззрения, в выборе стиля и образа жизни, рефлексии ее смысла, определении способов самореализации, отношения к нрав-ственным и гражданским обязанностям, способности противостоять псевдоценностям духовной культуры.
В основе педагогического механизма развития духовно-нравственной сферы лежит ситуация обретения личностного опыта прохождения через жизненные ситуации как специфические воз-растные, индивидуальные или социальные «ценностно-смысловые кризисы», требующие рефлексии и «самопреодоления» - отказа от не оправдавших себя норм, установок, привычек и выработка ка-честв личности, обеспечивающих ее независимость, своеобразное опережение обстоятельств, устойчивость в кризисных ситуациях.
В качестве КРИТЕРИЕВ развития духовно-нравственной сферы личности учащихся выступают:
1) определение смысла и назначения своей жизни в соответ-ствии с нравственными нормами, ценностями добра, терпимости и уважения к окружающим людям;
2), понимание сущности нравственных норм, их содержания и проявлений в жизнедеятельности людей;
3) устойчивость в следовании самостоятельно выработанным жизненным идеалам и принципам;
4) стремление рефлексировать и корректировать свое поведе-ние в соответствии с принятыми нормами;
5) потребность в самостоятельно избираемом поступке, в са-моорганизации всех своих жизненных проявлений;
6) волевая саморегуляция жизнедеятельности как нравствен-ная привычка;
7) умение подчинить свою каждодневную жизнь высшим це-лям, противостоять негативным и дестабилизирующим влияниям;
8) наличие увлекающего успешно выполняемого дела (твор-ческой сферы), в котором реализуется личность, получение удо-вольствия от самореализации в творчестве.
ххх
Мы назвали исполнение христианской заповеди о любви ду-ховно-нравственными отношениями личности еще и потому, что наряду с духовной жизнью человек живет и в условиях жизни соци-альной с ее нормами и законами. Духовные мотивы «одухотворя-ют» социальное содержание жизни гражданина. Но духовная жизнь обретает свой смысл лишь в духовном (религиозном) опыте – в чув-стве благоговения перед святыней, в осознании Божьего промысла, в страхе Божием, в покаянии, в чувстве духовного единения с Бо-гом, в ощущении Его всепрощающей и благодатной любви и т.д. Испытываемые чувства запечатлеваются в эмоциональной памяти, воспринимаются как значимые жизненные явления, становятся ме-рилом ценностей. Так цель жизни человека наделяется духовным смыслом. Христианские отношения к ближнему основаны на при-нятии всех людей - и грешных, и добродетельных - как детей Божи-их, как братьев, равных меж собой. Христианское отношение к са-мому себе основано на осознании образа Божия в человеке, целост-ности его духа, души и тела, средствах самопознания и развития личности.
Значимость выявленных духовно-нравственных отношений личности состоит не только в обретении стройной, выверенной временем системы воспитания и самовоспитания. Но и в понимании того, что надо по-новому выстраивать управление содержанием образования. В этой связи качество управления понимается нами как степень соответствия присущих характеристик системы духов-но-нравственного воспитания требованиям управления ею. Такое соответствие выражается в установлении особого вида педагогиче-ского взаимодействия и связей, когда ценности системы духовно-нравственного воспитания становятся жизненно важными для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля. Про-ектируя и управляя системой духовно-нравственного воспитания, учитель и ученик начинают совместный путь к духовно-нравствен-ному образованию личности. Как мы полагаем, качество управле-ния системой духовно-нравственного воспитания это достижение определенного уровня, степени удовлетворения ожиданий от вклю-чения педагогов и учащихся в управление образовательной средой духовно-нравственных отношений личности.
ххх
/Ли, Л.В. Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспимтания: образовательный проект. М.Планета.-2012./