Ли Л.В.

СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ПАНСИОНА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Образовательный проект

Эксперты:

Григорьева Наталья Анатольевна, д. ист. наук, профессор, зам. председателя комитета по образованию и науке Аднинистрации Волгоградской области (экспертиза проектирования региональных образовательных систем);

Дмитренко Галина Владимировна, к.н.п., доцент кафедры управления педагогическими системами Волгоградского государственного социально-педагогического университета, научный консультант МОУ СОШ №86 (экспертиза внутришкольного управления качеством образования);

Сериков Владислав Владиславович, д. пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, чл.-корр. РАО, зав. кафедрой управления педагогическими системами Волгоградского государственного социально-педагогического университета (экспертиза проектирования личностно-развивающих педагогических систем).  

По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа  

Ли Л.В. Л55         Система духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы-пансиона социально-педагогического учреждения. Образовательный проект.– М.: Планета, 2012. – 144 с.   ISBN  978-5-91658-303-8  

Аннотация к изданию

Впервые в рамках образовательного проекта представлен системный (целостный) подход к развитию духовно-нравственной сферы личности младших школьников, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.  

При разработке образовательной модели «Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспитания» использован  опыт проектирования и управления педагогической системой «Духовно-нравственное образование личности» негосударственного образовательного учреждения пансионного типа «Православный лицей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских» города Волжского, в частности,  подготовки 8-и выпусков учащихся 1-ой ступени.

Ситуация проектирования рассматривается с учетом требований ФГОС начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданинаРоссии (стандарты второго поколения), а также опыта воспитания православного образа жизни детей специализированного учреждения «Детский православный приют «Дом милосердия» имени святой преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны» Волгоградской епархии.

Технология проектирования осуществляется с позиций менеджмента качества систем духовно-нравственного воспитания.      

ISBN  978-5-91658-303-8 © Ли Л.В., 2012   © Оформление, ООО «Планета», 2012    

СОДЕРЖАНИЕ    

Глава 1. Концепция образовательного проекта  «Система духовно-нравственного воспитания учащихся Начальной школы-пансиона в социально-педагогическом учреждении» 

1.      Проблемы развития духовно-нравственной сферы личности. 

2.      Содержание духовно-нравственного воспитания.

3.      Механизмы развития духовно-нравственной сферы личности учащихся.

4.      Методики педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности».

5.      Ситуация духовно-нравственного воспитания детей и подростков в социально-педагогическом пространстве.

6.      Проблемы духовно-нравственного воспитания в Детском православном приюте.

Глава 2. Требования к построению образовательной модели «Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспитания».

1.      Планируемые результаты проектирования образовательной модели.

2.      Стратегия разработки образовательной модели.

3.      Общие требования к модели в целом.

4.      Необходимые условия существования образовательной модели.

5.      Базовые требования к построению образовательной модели.

6.      Безусловные (функциональные) требования к       построению образовательной модели.

7.      Жесткие требования к построению образовательной модели.

8.      Мягкие требования к построению образовательной модели.

9.      Общие требования к Программе и этапам реализации модели.

10.   Требования коррекции образовательной модели.

11.   Дополнительные задачи (функции), решаемые параллельно с построением образовательной модели.

Глава 3. 1-ый этап проектирования «Подготовка базы образовательной деятельности начальной школы-пансиона Детского православного приюта «Дом милосердия".

1.      Проблемно-ориентированный анализ социально-педагогической и образовательной ситуации.

2.      Комплектование штатов начальной школы-пансиона.

3.      Формирование нормативной и правовой базы образовательного проекта.

4.      Формирование учебно-методической базы образовательного проекта.

5.      Формирование материально-технической базы       образовательного проекта.

6.      Формирование информационного пространства     образовательного проекта.

7.      Формирование финансовой базы образовательного проекта.

8.      Смета расходов на реализацию образовательного проекта.

Глава 4. 2-ой этап проектирования «Организация опытно-экспериментальной деятельности Начальной школы-пансиона системы духовно-нравственного воспитания в Детском православном приюте «Дом милосердия».

1.      Построение ФГОС начального общего образования.

2.      Применение методик педагогической системы "Духовно-нравственное образование личности".

3.      Научно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной работы.

Глава 5. 3-ий этап проектирования «Подведение результатов проектирования образовательной модели  «Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспитания" в Детском православном приюте «Дом милосердия».

   

Глава 2. Требования к построению  образовательной модели «Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспитания»

 6. Проблемы системы духовно-нравственного воспитания в Детском православном приюте

На православные школы сегодня общество возлагает большие надежды в плане целостного (системного) подхода в духовно-нравственном воспитании будущих граждан России. Детский Православный приют должен являться для ребенка «Ковчегом» в бушующем море жизненных страстей. Он не может быть убежищем, ведь задача Ковчега – спасение людей в вере. Здесь ребенок должен научиться жить по-новому! Обучение приютских детей в начальных классах близлежащей школы, даже пусть временное, лишь усугубляет их замкнутость или агрессивность по отношению к детям из успешных семей. Более того, разрушает целостность формируемой в приюте системы духовно-нравственных отношений личности.

Это не значит, что православный приют – замкнутая воспитательная система. Скорее, наоборот – создание образовательного пространства предполагает активное взаимодействие и сотрудничество с образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и искусства и т.д. Социальное пространство не закрывается для ребенка, оно лишь формируется с учетом духовно-нравственного развития личности. Просто для маленького ребенка, испытавшего серьезные жизненные испытания, осознающего, что он остался при живых родителях сиротой, требуется больше времени для укрепления духовных сил, для лечения душевных ран, для вхождения педагога и душепопечителя в его сокровенный мир.

Сегодня в Детском православном приюте обнаруживается целый ряд факторов, противоречащих цели системы духовно-нравствен-ного воспитания, качеству социально-педагогической поддержки и логике накопления духовно-нравственного опыта.

1-ое противоречие: социально-педагогическая, психолого-педагогическая поддержка или душепопечительская деятельность не могут быть качественно выполнены в нормативные сроки (6 месяцев) как крайне короткие для установления контактов с ребенком, потерявшим чувство доверия к взрослым;

2-ое противоречие: опыт межличностных отношений, сложившийся у ребенка в условиях деструктивного проявления нравственного поведения и девальвации духовных ценностей, в частности, в области семейного уклада и семейных отношений, требует времени на переоценку сложившихся привычек и желательный выбор православного образа жизни;

3-е противоречие: духовно-нравственные отношения личности наиболее благоприятно формируются именно на этапе младшего школьного возраста, что навсегда оставляет значимый след в его ценностно-смысловой структуре личности. Усвоение образовательной программы «Духовное наследие» начального общего образования, когда ребенок особенно восприимчив к познанию нового, обеспечивает развитие духовно-нравственной сферы личности детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, в качественно новой педагогической среде.

Учитывая сложившуюся ситуацию, нами разработан образовательный проект «Система духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы-пансиона в Детском православном приюте», целью которого является построение целостного образовательного пространства развития духовно-нравственных отношений личности.

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника. Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии.

Младшие школьники вступают в период освоения духовно-нравственных ценностей. Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка - она становится всё более объективной и самокритичной.