Критерии профессионально-личностной готовности педагогов духовно-нравственного воспитания:
- Духовно-нравственные отношения личности рассматриваются как системное качество и ценность личности, формирующиеся в процессе характерных переживаний, особенностей восприятия и поведенческих реакций исполнения христианской заповеди любви к Богу, ближнему и к самому себе в условиях социальных норм нравственности и морали.
- Духовно-нравственные ценности воспринимаются как сущность и одновременно условие становления личностной оценки и личностного опыта в процессе принятия высшего смысла общественных и христианских норм, традиций, образа жизни человека.
- Качество системы духовно-нравственного воспитания оценивается как достижение определенного уровня, степени удовлетворения от включения педагогов и учащихся в духовно-нравственные отношения личности.
- Критерии качества проектирования системы духовно-нравственного воспитания соответствуют наличию компонентов управления:
- разработанность концепции духовно-нравственного воспитания и развернутость программы ее освоения участниками образовательного процесса,
- наличие методики учебного предмета духовно-нрав-ственного воспитания,
- формирование авторской педагогической системы учителя,
- формирование личной образовательной системы уче-ника,
- диагностика и мониторинг духовно-нравственной сфе-ры личности,
- внутренняя экспертиза образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий духовно-нравственного содержания,
- становление школьных традиций православного образа жизни.
- Качество управления системой духовно-нравственного воспитания соответствует степени освоения ее компонентов, созданию таких условий, когда ценность духовно-нравственных отношений личности становится жизненно важной для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля.
- Педагогические ценности системы духовно-нравственного воспитания воспринимаются как духовно-нравственный смысл, выступающий в качестве цели и основных средств достижения профессионально-личностной готовности: 1) принятие концепции целостности «духовно-нравственного» во всех проявлениях жизни и деятельности человека; 2) педагогическая поддержка развития духовно-нравственных отношений личности; 3) личная педагогическая система учителя.
- Методика учебного предмета системы духовно-нравствен-ного воспитания используется как расширение педагогических средств, направленных на системное, сознательное, последовательное и доступное усвоение духовно-нравствен-ных знаний.
- Проектирование учебных программ системы духовно-нрав-ственного воспитания рассматривается как стратегия управления содержанием образования, системой научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, проявляющейся как процесс создания прообраза «духовно-нравственного образования личности».
- Духовно-нравственные знания оцениваются как результат восприятия и воспроизведения христианско-этического смысла духовно-нравственных отношений личности, усвоения духовно-нравственных понятий, законов духовной жизни человека, принципов нравственного поведения, значимых образов и явлений, предметов жизни.
- Систематизация духовно-нравственных понятий выступает как методологический принцип, прием структурирования и установления логической взаимосвязи единичных, особенных и всеобщих характеристик духовно-нравственного содержания.
- Духовно-нравственный урок используется как дидактическая единица системы духовно-нравственного воспитания в технологии проблемного обучения с введением духовно-нравственных понятий в содержание учебного материала.
- Творческий урок духовно-нравственного содержания является средством проектирования педагогических ситуаций, актуализирующих эстетическое выражение духовно-нравствен-ных отношений личности учащихся в формах художественного, литературного, музыкального или театрального творчества.
- Учебное занятие «Личная духовная практика учащихся системы духовно-нравственного воспитания» выступает как логическая система закрепления знаний, умений и навыков духовно-нравственных отношений личности в форме рефлексии реальной духовной жизни учащегося.
- Духовно-культурные практики учащихся системы духовно-нравственного воспитания организуются как формы коллективной (совместной) проектной, исследовательской, творческой, семейной и духовно-просветительской деятельности участников образовательного процесса, направленные на применение духовно-нравственных знаний.
Глава 5. 3-ий этап проектирования «Подведение результатов проектирования образовательной модели
«Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспитания» Детского православного приюта «Дом милосердия»
- Обобщение опыта работы по реализации требований ФГОС начального общего образования учащихся Детского православного приюта (в рамках проведения городских Педагогических чтений).
- Обобщение опыта работы педагогов-экспериментаторов по реализации методики учебного предмета системы духовно-нравственного воспитания (в рамках проведения Мастер-класса).
- Обобщение опыта педагогов-экспериментаторов в виде личной педагогической системы духовно-нравственного воспитания (в рамках проведения Мастер-класса).
- Обобщение опыта работы учащихся над личной образовательной системой ученика (в рамках проведения Мастер-класса).
- Формирование методик диагностики духовно-нравственных отношений личности младших школьников, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, применяемых в процессе проектирования (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
- Обобщение опыта проведения процедуры внутренней экспертизы образовательной программы «Духовное наследие» (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
- Обобщение опыта внутренней экспертизы учебно-методи-ческих комплектов духовно-нравственного воспитания (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
- Анализ системы школьных традиций православного образа жизни (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
- Анализ Программы реализации школьных проектов и коллективных творческих дел участников образовательного процесса начальной школы-пансиона Детского православного приюта (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
- Анализ материалов научно-практических конференций, педагогических советов. Методических совещаний по проблемам проектирования (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
- Анализ рефератов педагогов по итогам повышения квалификации на рабочем месте по программе « Методики системы духовно-нравственного воспитания» (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
- Анализ управленческих материалов начальной школы-пансиона (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Проектирование системы духовно-нравственного воспитания»).
- Обсуждение итогов проектирования на образовательных форумах Интернета.
- Отбор видеоматериалов для создания Видео-летописи образовательного проекта.
- Анализ выполнения Программы реализации образовательного проекта (в рамках проблемного доклада и выступлений педагогов-экспериментаторов на организуемой Детским православным приютом региональной научно-практической конференции)
- Публикация учебно-методического пособия «Методика учебного предмета «Духовная культура».
- Публикация методического пособия «Сценарии учебных занятий системы духовно-нравственного воспитания: «Духовно-нравственный урок», «Творческий урок духовно-нрав-ственного содержания», учебных занятий «Личная духовная практика» (из опыта работы педагогов-экспериментаторов).
- Публикация Методических рекомендаций для подготовки к уроку в рамках ФГОС учителю начальной школы системы духовно-нравственного воспитания (из опыта работы учителей-экспериментаторов).
- Публикация методического пособия «Образовательная программа основного начального общего образования «Духовное наследие».
- Публикация монографии по проблемам менеджмента качества систем духовно-нравственного воспитания.
- Экспертные заключения о качестве проектирования образовательной модели системы духовно-нравственного воспитания в начальной школе-пансионе Детского православного приюта на уровнях:
1) качества проектирования региональных образовательных систем;
2) качества управления образовательными системами;
3) качества проектирования личностно-развивающих педагогических систем;
4) качества проектирования ФГОС основного начального общего образования;
5) качества проектирования духовно-нравственного содержания образовательной программы.
22. Для оценки научной, общественной и практической значимости образовательного проекта создается экспертная комиссия. Порядок проведения экспертизы и полномочия участвующих сторон регламентируются Положением «Об экспертизе образовательного проекта Детского православного приюта».
По результатам экспертизы экспертная группа оформляет заключение, которое подписывается всеми членами экспертной группы с указанием мнения тех, кто не согласен с данным заключением.
Критерии качества управления системой духовно-нравствен-ного воспитания -
• разработанность концепции духовно-нравственного воспитания и развернутость программы ее освоения участниками образовательного процесса,
• наличие методики учебного предмета духовно-нравственного воспитания,
• формирование авторской педагогической системы учителя,
• формирование личной образовательной системы ученика,
• диагностика и мониторинг духовно-нравственной сферы личности,
• внутренняя экспертиза образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий духовно-нравственного содержания,
• становление школьных традиций православного образа жизни.
Качество системы духовно-нравственного воспитания – достижение определенного уровня, степени удовлетворения ожиданий от включения педагогов и учащихся в духовно-нравственные отношения личности.
Качество управления системой духовно-нравственного воспитания – степень соответствия присущих характеристик системы духовно-нравственного воспитания требованиям управления ею, когда ценность духовно-нравственных отношений личности становится жизненно важной для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля.
ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКИЙ и "ТВОРЧЕСКОСТЬ"...
Человек творческий не умеет существовать в ограниченном пространстве только своей профессии, его талант проявляется в отношении к кому-либо, к чему-либо в виде реализации художественного замысла с целью создания художественного ОБРАЗА в каком-либо виде искусства - в литературе, изобразительном искусстве, музыке, хореографии, кинематографии, фотографии, декоративно-прикладном искусстве...или их синтезе.
"Творческость" же, как развитие врожденного свойства личности, это уже более духовная характеристика человека, это как дар Божий...Признаком творческости является, прежде всего, преобразование чего-либо в новое качественное состояние, как бы обновление предмета и характера деятельности...Такую деятельность нельзя назвать "творческим подходом", ибо она более многогранна и бесконечна, она распространяется на все сферы человеческой деятельности, в том числе, на педагогику и политику...Продуктом этой деятельности являются принципиально новые системы... "...Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" /Притча Иисуса Христа о талантах. МФ. 25:14-30/.