Критерии профессионально-личностной готовности педагогов духовно-нравственного воспитания:

  1. Духовно-нравственные отношения личности рассматриваются как системное качество и ценность личности, формирующиеся в процессе характерных переживаний, особенностей восприятия и поведенческих реакций исполнения христианской заповеди любви к Богу, ближнему и к самому себе в условиях социальных норм нравственности и морали.
  2. Духовно-нравственные ценности воспринимаются как сущность и одновременно условие становления личностной оценки и личностного опыта в процессе принятия высшего смысла общественных и христианских норм, традиций, образа  жизни человека.
  3. Качество системы духовно-нравственного воспитания оценивается как  достижение определенного уровня, степени удовлетворения от включения педагогов и учащихся в духовно-нравственные отношения личности.
  4. Критерии качества проектирования системы духовно-нравственного воспитания соответствуют наличию компонентов управления:
    1. разработанность концепции духовно-нравственного воспитания и развернутость программы ее освоения участниками образовательного процесса,
    2. наличие методики учебного предмета духовно-нрав-ственного воспитания,
    3. формирование авторской педагогической системы учителя, 
    4. формирование личной образовательной системы уче-ника,
    5. диагностика и мониторинг духовно-нравственной сфе-ры личности,
    6. внутренняя экспертиза образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий духовно-нравственного содержания,
    1. становление школьных традиций православного образа жизни.
  5. Качество управления системой духовно-нравственного воспитания соответствует степени освоения ее компонентов, созданию таких условий, когда ценность духовно-нравственных отношений личности становится жизненно важной для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля.
  6. Педагогические ценности системы духовно-нравственного воспитания воспринимаются как духовно-нравственный смысл, выступающий в качестве цели и основных средств достижения профессионально-личностной готовности: 1) принятие концепции целостности «духовно-нравственного» во всех проявлениях жизни и деятельности человека; 2) педагогическая поддержка развития духовно-нравственных отношений личности; 3) личная педагогическая система учителя.
  7. Методика учебного предмета системы духовно-нравствен-ного воспитания используется как расширение педагогических средств, направленных на системное, сознательное, последовательное и доступное усвоение духовно-нравствен-ных знаний.
  8. Проектирование учебных программ системы духовно-нрав-ственного воспитания рассматривается как стратегия управления содержанием образования, системой научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, проявляющейся как процесс создания прообраза «духовно-нравственного образования личности».
  9. Духовно-нравственные знания оцениваются как результат восприятия и воспроизведения христианско-этического смысла духовно-нравственных отношений личности, усвоения духовно-нравственных понятий, законов духовной жизни человека, принципов нравственного поведения, значимых образов и явлений, предметов жизни.
  10. Систематизация духовно-нравственных понятий выступает как методологический принцип, прием структурирования и установления логической взаимосвязи единичных, особенных и всеобщих характеристик духовно-нравственного содержания.  
  11. Духовно-нравственный урок используется как дидактическая единица системы духовно-нравственного воспитания в технологии проблемного обучения с введением духовно-нравственных понятий в содержание учебного материала.
  12. Творческий урок духовно-нравственного содержания является средством проектирования педагогических ситуаций, актуализирующих эстетическое выражение духовно-нравствен-ных отношений личности учащихся в формах художественного, литературного, музыкального или театрального творчества.
  13. Учебное занятие «Личная духовная практика учащихся системы духовно-нравственного воспитания»  выступает как логическая система закрепления знаний, умений и навыков духовно-нравственных отношений личности в форме рефлексии реальной духовной жизни учащегося.
  14. Духовно-культурные практики учащихся системы духовно-нравственного воспитания организуются как формы коллективной (совместной) проектной, исследовательской, творческой, семейной и духовно-просветительской деятельности участников образовательного процесса, направленные на применение духовно-нравственных знаний.



Глава 5.  3-ий этап проектирования «Подведение результатов проектирования образовательной модели 

«Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспитания» Детского православного приюта «Дом милосердия»

 

  1. Обобщение опыта работы по реализации требований ФГОС начального общего образования учащихся Детского православного приюта (в рамках проведения городских Педагогических чтений).
  2. Обобщение опыта работы педагогов-экспериментаторов по реализации методики учебного предмета системы духовно-нравственного воспитания (в рамках проведения Мастер-класса).
  3. Обобщение опыта педагогов-экспериментаторов в виде личной педагогической системы духовно-нравственного воспитания (в рамках проведения Мастер-класса).
  4. Обобщение опыта работы учащихся над личной образовательной системой ученика (в рамках проведения Мастер-класса).
  5. Формирование методик диагностики духовно-нравственных отношений личности младших школьников, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, применяемых в процессе проектирования (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
  6. Обобщение опыта проведения процедуры внутренней экспертизы образовательной программы «Духовное наследие» (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
  7. Обобщение опыта внутренней экспертизы учебно-методи-ческих комплектов духовно-нравственного воспитания (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
  8. Анализ системы школьных традиций православного образа жизни (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
  9. Анализ Программы реализации школьных проектов и коллективных творческих дел участников образовательного процесса начальной школы-пансиона Детского православного приюта (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
  10. Анализ материалов научно-практических конференций, педагогических советов. Методических совещаний по проблемам проектирования (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
  11. Анализ рефератов педагогов по итогам повышения квалификации на рабочем месте по программе « Методики системы духовно-нравственного воспитания» (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Методики системы духовно-нравственного воспитания»).
  12. Анализ управленческих материалов начальной школы-пансиона (в рамках выполнения заданий повышения квалификации на рабочем месте по программе «Проектирование системы духовно-нравственного воспитания»).
  13. Обсуждение итогов проектирования на образовательных форумах Интернета.
  14. Отбор видеоматериалов для создания Видео-летописи образовательного проекта.
  15. Анализ выполнения Программы реализации образовательного проекта (в рамках проблемного доклада и выступлений педагогов-экспериментаторов на организуемой Детским православным приютом региональной научно-практической конференции)
  16. Публикация учебно-методического пособия «Методика учебного предмета «Духовная культура».
  17. Публикация методического пособия «Сценарии учебных занятий системы духовно-нравственного воспитания: «Духовно-нравственный урок», «Творческий урок духовно-нрав-ственного содержания», учебных занятий «Личная духовная практика» (из опыта работы педагогов-экспериментаторов).
  18. Публикация Методических рекомендаций для подготовки к уроку в рамках ФГОС учителю начальной школы системы духовно-нравственного воспитания (из опыта работы учителей-экспериментаторов).
  19. Публикация методического пособия «Образовательная программа основного начального общего образования  «Духовное наследие».
  20. Публикация монографии по проблемам менеджмента качества систем духовно-нравственного воспитания.
  21. Экспертные заключения о качестве проектирования образовательной модели системы духовно-нравственного воспитания в начальной школе-пансионе Детского православного приюта на уровнях:

1) качества проектирования региональных образовательных систем;

2) качества управления образовательными системами;

3) качества проектирования личностно-развивающих педагогических систем;

4) качества проектирования ФГОС основного начального общего образования;

5) качества проектирования духовно-нравственного содержания образовательной программы.

22. Для оценки научной, общественной и практической значимости образовательного проекта создается  экспертная комиссия. Порядок проведения экспертизы и полномочия участвующих сторон регламентируются Положением «Об экспертизе образовательного проекта Детского православного приюта».

По результатам экспертизы экспертная группа оформляет заключение, которое подписывается всеми членами экспертной группы с указанием мнения тех, кто не согласен с данным заключением.


Критерии качества управления системой духовно-нравствен-ного воспитания -

        разработанность концепции духовно-нравственного воспитания и развернутость программы ее освоения участниками образовательного процесса,

        наличие методики учебного предмета духовно-нравственного воспитания,

        формирование авторской педагогической системы учителя, 

        формирование личной образовательной системы ученика,

             диагностика и мониторинг духовно-нравственной сферы личности,

             внутренняя экспертиза образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий духовно-нравственного содержания,

             становление школьных традиций православного образа жизни.

Качество системы духовно-нравственного воспитания  достижение определенного уровня, степени удовлетворения ожиданий от включения педагогов и учащихся в духовно-нравственные отношения личности.

Качество управления системой духовно-нравственного воспитания  степень соответствия присущих характеристик системы духовно-нравственного воспитания требованиям управления ею, когда ценность духовно-нравственных отношений личности становится жизненно важной для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля.




ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКИЙ и "ТВОРЧЕСКОСТЬ"...
Человек творческий не умеет существовать в ограниченном пространстве только своей профессии, его талант проявляется в отношении к кому-либо, к чему-либо в виде реализации художественного замысла с целью создания художественного ОБРАЗА в каком-либо виде искусства - в литературе, изобразительном искусстве, музыке, хореографии, кинематографии, фотографии, декоративно-прикладном искусстве...или их синтезе.
"Творческость" же, как развитие врожденного свойства личности, это уже более духовная характеристика человека, это как дар Божий...Признаком творческости является, прежде всего, преобразование чего-либо в новое качественное состояние, как бы обновление предмета и характера деятельности...Такую деятельность нельзя назвать "творческим подходом", ибо она более многогранна и бесконечна, она распространяется на все сферы человеческой деятельности, в том числе, на педагогику и политику...Продуктом этой деятельности являются принципиально новые системы... "...Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" /Притча Иисуса Христа о талантах. МФ. 25:14-30/.