Разделы Страницы "Школьные проекты педагогической системы "Духовно-нравственное образование личности" как педагогическая технология
Раздел 1. Школьный проект «Духовное наследие».
Раздел 2. Школьный проект «Духовный театр».
Раздел 3. Школьный проект «Музыкальная гостиная».
Раздел 4. Школьный проект «Русский сад».
КОНЦЕПЦИЯ школьного проекта "РУССКИЙ САД".
Часть 1. РУССКИЙ САД КАК ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ.
Садоводство в русских православных монастырях никогда не стремилось к реализации какой-то завершенной идеи-схемы сада, к его обустройству по образу рукотворного рая. Причина этого – в ЭСХАТОЛОГИЧНОСТИ православного отношения к миру: рай на земле не возможен, есть лишь стремление к нему через страдания и долготерпение. Православный человек живет движением к высшему идеалу и видит его лишь в загробном мире. Высшей ценностью истинно верующего является отречение от мирских благ ради справедливости, самоотверженность и сострадание к ближнему, вера в обретение рая только после смерти.
Такое миропонимание отразилось на развитии русского православного сада - от отличается скромностью, ПРОСТОТОЙ, отсутствием садовой скульптуры и "театральной декорации" в виде гротов, мостов, мощеных дорожек, арок и др.
В этом саду возделываются знакомые намБИБЛЕЙСКИЕ РАСТЕНИЯ, среди которых как дикорастущие, так и плодово-ягодные и овощи - именно данный аспект дает развитие православному САДУ-ОГОРОДУ, утвердившегося как главная характеристика Русского сада.
С продвижением монастырей на Север возник тип ПРАВОСЛАВНОГО ЯБЛОНЕВОГО САДА, полностью рукотворного, созданного на каменных островах (практически на насыпном грунте поверх скальной породы), так называемый «ботанический сад Русского Севера». Ни один русский сад не обходился без яблонь! Русские сады были знамениты на весь мир своей "Антоновкой, "Белым наливом", "Семиренкой", и др. устойчивыми и вкусными сортами яблок!
Интерес православных монахов к РАСТЕНИЯМ-ИНТРОДУКТАМ (древнейшим на земле, возделываемым в новых условиях обитания) и энтузиазм в их акклиматизации вызвал появление пород дальневосточного происхождения - Бархат амурский, Сирень амурская, Орех маньчжурский. В Соловецком Ботаническом саду, на Валааме возделываются древнейшие растения! Эта работа отличается не только кропотливым и терпеливым трудом. Как отмечают ученые, "благодаря интродукции целый ряд древних растений возвращается на прежде занимаемые территории, как бы переживая свое второе рождение. Современный культурный ареал может рассматриваться как показатель экологической пластичности. Интересно, что сохранившиеся древние растения обладают повышенным запасом прочности. Известно, что в процессе длительного и сложного развития очень старые виды накопили и несут в себе большое количество геновариаций, которые в гомозиготном состоянии проявляются в необычных условиях, например при интродукции (Ярославцев, 1987). Ценная генетическая информация древних растений включает иммунитет против болезней и вредителей, устойчивость к экстремальным факторам, адаптационную пластичность".
Таким образом, подводя итог, мы можем выделить характерные признаки духовных традиций РУССКОГО САДА:
1) Эсхатологическая концепция;
2) Приоритет библейских растений в подборе ассортимента;
3) Простота и скромность садового дизайна;
4) Совмешение садовых и огородных культур;
5) Яблоневый сад как выращивание и селекция русских устойчивых сортов;
6) Акклиматизация растений;
7) Выращивание растений-интродуктов.
Часть 2. САД И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - ГДЕ СВЯЗЬ?
Вокруг школы, по примеру храмов или монастырей, считаю, должен быть создан любимый этими обитателями САД как островок духовной связи человека с Богом в творении красоты!.. Желание людей создать образ Райского сада на земле хоть и не выполним, но человеку жизненно необходим - это настраивает его на размышления о божественном предназначении Райского сада, причинах грехопадения, подвигает его к осмысленному сохранению красоты и гармонии мира Божия, вдохновляет его труд. Такая мотивация обращенности к Богу и сознательной деятельности, несомненно, способствует умиротворению души человека...
Преемственность духовных традиций Русского Сада начинается с осознания значимости каждого выбираемого растения и планировки сада, с задач воссоздания культуры русских яблоневых садов, русских огородов ("рай-городов"), исследовательской работой над выращиванием реликтовых культур и акклиматизацией растений в целях умножения богатства окружающего растительного мира, сохранения ареала и приумножения числа исчезающих растений. И эта природоохранная деятельность в образовании должна идти именно с места обучения - с пришкольных участков, ныне крайне запущенных!
Сегодня в Интернет-пространстве представлен огромный материал по ухода за Садом, его дизайном, ассортиментом растений, а также ссылки на их приобретение.На Страницах ФБ "Мой любимый сад" и "Сад как вдохновение" мною пишется книга о духовных истоках и традициях Русского сада. Этот содержательно-иллюстративный материал разрабатывается также как приложение к школьному проекту "МОЙ ЛЮБИМЫЙ САД". Здесь подчеркивается отношение к саду как к частице природы, возделываемой по благословению Божию, как проявление любви к творению Божию... Философский, исторический, культурологический и эстетический ракурс материалов Страницы "Сад как вдохновение" поможет учащимся не только понять духовно-нравственный смысл природоохранной деятельности, но и раскроет перед ними сложное стилистическое пространство садовой архитектуры...
Вдохновение, как описывают его психологи, это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи. Это состояние души, характерное повышенной общей активностью, необычайной продуктивностью, сознанием легкости творчества, эмоционального погружения в деятельность. Однако, при всей кажущейся самопроизвольности вдохновение, как правило, результат предварительного напряженного ТРУДА.
Человек творческий не может, не умеет существовать в ограниченном пространстве только своей профессии, своим отношением, замыслами, созиданием он проявляет свои духовные качества в разных областях. Это действительно так: Бог дарует талант, который, в свою очередь, начинает творчески преобразовывать и другие виды человеческой деятельности. При развитии этих способностей возрастает и духовная сила личности, человек начинает творчески реализовываться в разных сферах, "ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Притча Иисуса Христа о талантах. МФ. 25:14-30. Эта притча входит в группу из 18 притч, в которых рассматриваются разные условия благочестивой жизни христианина.
При серьезных психологических нагрузках и интеллектуально-напряженном труде, работа в Саду буквально спасает от многих неприятных последствий хронической усталости и профессионального выгорания!..И я в этом убедилась! В саду, в контакте с растениями, при самом виде прекрасных цветов, ощущении радости появляющихся на свет росточков, а особенно в ранневесеннем саду, когда зацветают первоцветы, легче переносятся все жизненные трудности и невзгоды...А если еще и гулять по саду или трудиться с пением любимых молитв или песен - то и вовсе через некоторое время сама душа поет!..И труд становится вдохновенным!..
Вдохновение, вообще, считаю, состояние не производное от нашего желания или воли, и даже от упорного труда. Вдохновение - это скорее духовное состояние. Это как в Библии сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его ДЫХАНИЕ жизни, и стал человек душею живою" (Бытие, 1:7).
Часть 3. Концепция и содержание Школьного проекта "РУССКИЙ САД" на Фейсбук.
На Странице ФБ "МОЙ ЛЮБИМЫЙ САД":
Мы рассказываем о Саде как вдохновенном творчестве его создателей – друзей нашей Страницы на ФБ…
Мы углубляемся в духовные истоки Русского сада, чтобы понять смысл подбора растений и садового дизайна…
Мы обращаемся к поэзии и живописи, воспевающей красоту Сада – его цветов и растений…
Мы публикуем свои фотографии, пусть и не профессионально искусные, но от души повествующие о любимцах нашего сада, его уголках, обитателях, друзьях, семейном отдыхе…
На Странице ФБ "САД КАК ВДОХНОВЕНИЕ" мы рассматриваем САД как:
* духовную связь человека с Богом в творении окружающего мира на островке природы;
* связь времен и народов в искусстве садоводства, воплощенная в любимом саду;
* связь поэзии и живописи, воспевающих красоту рукотворных цветов и растений;
* связь осмысленного труда и радостного творчества...
Ли Любовь Васильевна (март-сентябрь 2012 года)
Календарь
| « Ноябрь 2025 » | ||||||
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | |||||
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
| 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0