Главная » 2013 » Июнь » 01 » ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ УРОК – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?!
12:25
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ УРОК – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?!


Именно целостность личности по духу, душе и телу – основа христианской этики - не позволяет нам разделять «духовное» и «нравственное», а понимать развитие личности учащегося как систему духовно-нравственного воспитания, где основным содержанием («питанием вос-питания») является усвоение православно-культурных ценностей, традиций, знаний и значений как исторически сложившегося континуума отечественной духовной культуры.

Наша позиция выражается в выстраданной нами истине -  «духовность – это человеческая бытийность в Боге…». Духовность, как врожденный человеку, дарованный Богом отсвет Его Образа, не исчезает бесследно, но способна возрастать в силе, приумножаться и приближаться к первозданности… Развитие духовности, как свойства личности, возможно как средствами церковного и семейного воспитания, так и в целенаправленном педагогическом процессе.
 
Любой урок в школе это основная форма обучения. Иначе говоря, урок – это учебная работа, когда умственные, волевые и эмоциональные действия учителя и ученика направлены на достижение определенной цели урока, взаимосвязанной не только с тематикой или циклом уроков, но, прежде всего, с концепцией педагогического процесса. 
 
Гуманитаризация образования, которой охвачены ныне все школы, как и любой системный процесс, имеет свои достоинства и свои недостатки, но это движение пробило стену классно-урочной системы, авторитаризма учителя и создало направление личностно-развивающего образования – в этом его великая заслуга! Личностный подход, преобразивший отношение к человеку во всех сферах деятельности, открыл возможность войти в педагогическое пространство антропологической концепции, в частности, христианской антропологии. 
Если говорить о «продукте» деятельности на личностно-развивающем уроке, то надо учесть фактор сложной пространственно-временной характеристики развития личности, обусловленной эффектом отсроченного результата. Личностно-развивающий урок (т.е. урок, где главная цель – развитие личности, а не накопление научных знаний), не начинается и не заканчивается со звонком - он есть продолжение в жизненной практике мыслей, чувств и мотивов, «разбуженных» в педагогическом взаимодействии. 
 

Духовно-нравственный урок – это важнейший компонент педагогической системы, методически подвигающей ученика к мотивации православного образа жизни. Для учителя важно, чтобы ученик, лучше сказать, воспитанник, овладел смыслом христианской жизни, усвоил заповеди христианской морали не умом, а сердцем, воспринял их всей душой… Не каждое учебное занятие может быть Духовно-нравственным уроком, однако на каждом уроке в школе нельзя проходить мимо духовно-нравственных проблем в угоду усвоения предметных знаний! Духовно-нравственный урок в школе мы относим к личностно-развивающим педагогическим технологиям, однако он занимает в их ряду свое, особое место.

Духовно-нравственный урок отличается характерными признаками:

здесь всегда целью и содержанием урока всегда является выявление личных или общих духовно-нравственных проблем;

здесь методически выстраивается логика усвоения смысла христианской этики в условиях образовательного пространства (от Духовно-нравственного урока в школе до исповеди в Храме);

здесь методически формируется пространство духовного содержания художественных произведений как иллюстративного сопровождения;

здесь методически отбирается материал из духовного наследия святых отцов церкви, в соответствии с возрастными особенностями и личным духовным опытом воспитанников;

здесь методически выстраивается ситуация, подвигающая воспитанника к рефлексии (самооценке и выработке программы определенных действий) личного духовно-нравственного развития;

здесь методически обоснованы средства педагогического взаимодействия, идея коллективного содружества и формы творческого сотрудничества;

здесь учитель выступает, прежде всего, как более опытный в духовной жизни человек, и потому требования к его профессионально-личностному развитию не преувеличенно высоки.


Просмотров: 172 | Добавил: sistema-dnv | Теги: урок, гуманитаризация образования, духовно-нравственное воспитание, педагогическая система, личностно-развивающее образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: