12:25 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ УРОК – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?! |
Именно целостность личности по
духу, душе и телу – основа христианской этики - не позволяет нам разделять «духовное»
и «нравственное», а понимать развитие личности учащегося как систему
духовно-нравственного воспитания, где основным содержанием («питанием
вос-питания») является усвоение православно-культурных ценностей, традиций, знаний
и значений как исторически сложившегося континуума отечественной духовной
культуры. Наша позиция выражается в выстраданной нами истине - «духовность – это человеческая бытийность в Боге…». Духовность, как врожденный человеку, дарованный Богом отсвет Его Образа, не исчезает бесследно, но способна возрастать в силе, приумножаться и приближаться к первозданности… Развитие духовности, как свойства личности, возможно как средствами церковного и семейного воспитания, так и в целенаправленном педагогическом процессе. Любой урок в школе это основная форма обучения. Иначе говоря, урок – это учебная работа, когда умственные, волевые и эмоциональные действия учителя и ученика направлены на достижение определенной цели урока, взаимосвязанной не только с тематикой или циклом уроков, но, прежде всего, с концепцией педагогического процесса. Гуманитаризация образования, которой охвачены ныне все школы, как и любой системный процесс, имеет свои достоинства и свои недостатки, но это движение пробило стену классно-урочной системы, авторитаризма учителя и создало направление личностно-развивающего образования – в этом его великая заслуга! Личностный подход, преобразивший отношение к человеку во всех сферах деятельности, открыл возможность войти в педагогическое пространство антропологической концепции, в частности, христианской антропологии. Если говорить о «продукте» деятельности на личностно-развивающем уроке, то надо учесть фактор сложной пространственно-временной характеристики развития личности, обусловленной эффектом отсроченного результата. Личностно-развивающий урок (т.е. урок, где главная цель – развитие личности, а не накопление научных знаний), не начинается и не заканчивается со звонком - он есть продолжение в жизненной практике мыслей, чувств и мотивов, «разбуженных» в педагогическом взаимодействии.
Духовно-нравственный урок – это важнейший
компонент педагогической системы, методически подвигающей ученика к мотивации
православного образа жизни. Для учителя важно, чтобы ученик, лучше сказать,
воспитанник, овладел смыслом христианской жизни, усвоил заповеди христианской
морали не умом, а сердцем, воспринял их всей душой… Не каждое учебное занятие может
быть Духовно-нравственным уроком, однако на каждом уроке в школе нельзя
проходить мимо духовно-нравственных проблем в угоду усвоения предметных знаний!
Духовно-нравственный урок в школе мы относим к личностно-развивающим
педагогическим технологиям, однако он занимает в их ряду свое, особое место. Духовно-нравственный урок
отличается характерными признаками: здесь всегда целью и содержанием урока
всегда является выявление личных или общих духовно-нравственных проблем; здесь методически выстраивается
логика усвоения смысла христианской этики в условиях образовательного
пространства (от Духовно-нравственного урока в школе до исповеди в Храме); здесь методически формируется
пространство духовного содержания художественных произведений как
иллюстративного сопровождения; здесь методически отбирается материал
из духовного наследия святых отцов церкви, в соответствии с возрастными
особенностями и личным духовным опытом воспитанников; здесь методически выстраивается
ситуация, подвигающая воспитанника к рефлексии (самооценке и выработке
программы определенных действий) личного духовно-нравственного развития; здесь методически обоснованы средства
педагогического взаимодействия, идея коллективного содружества и формы творческого
сотрудничества; здесь учитель выступает, прежде
всего, как более опытный в духовной жизни человек, и потому требования к его профессионально-личностному
развитию не преувеличенно высоки. |
|
|
| Всего комментариев: 0 | |