Главная » 2013 Июнь 18 » ЧЕМУ НАС УЧАТ СПОРЫ ОБ ИСТИНЕ…
13:35 ЧЕМУ НАС УЧАТ СПОРЫ ОБ ИСТИНЕ… |
| Не могу не вступить в обсуждение статьи «Война учителей. Святой против Льва: чему нас учит конфликт Льва Толстого и Иоанна Кронштадского?». Ибо мне глубоко не равнодушны ставшие уже признаком одного из основных противоречий русской духовной культуры - отношения интеллигенции и Православной Церкви!..Многие из церковных деятелей издавна не разделяют свойственные интеллигенции характерные черты: творческость, личностность, учительство, считая их своевольными… Конечно же, Церковь права – нельзя разрушать целостность христианского учения в угоду личной или общественной позиции. Но и нельзя запретить личное восприятие христианских истин! Мы знаем, что даже главные догматы христианства пересматривались, и в результате образовались три мировые религии христианства: православие, католицизм и протестантизм – по-своему толкующие христианское учение… Конечно же, Церковь права – не только нельзя, но и всем верующим известно - греховно толковать христианское учение от самого себя… Церковь имеет обширный катехизический материал, сложившийся тысячелетиями… Но, заметим, что разработан он неодинаково, ибо зависит от личности толкователя, от его духовного опыта, от того исторического отрезка, в коем были особенно актуальны какие-либо определенные духовные проблемы… И все же, возможно ли Церкви не принять с радостью желание интеллигенции просвещать светом Христовой истины! Конечно же, нет. Церковь приветствует педагогов, творческую интеллигенцию в этом служении Богу. И здесь позиция Церкви единодушна и очень важна для осознания просветителей. Ведь выучить катехизические формулы возможно, а вот готовность к духовному просвещению - это результат долгого пути человека, когда он становится христианином по духу, душе и телу, когда истина Христова становится его личной, и он не может жить иначе!.. Можем ли мы осуждать великого русского писателя мирового значения Льва Николаевича Толстого за его личное понимание христианской истины и образ его жизни как христианина? Или святого праведного Иоанна Кронштадского за его унизительное отношение к человеку, неправильно понимающему и проповедующему христианскую истину?..Да, было определенное время определенных поисков определенных истин, как и многие века до этого, как и многие лета далее…Но во все времена умение вести спор – это, прежде всего, умение уважать личное мнение соперника! Хорошо, когда в споре рождается истина…Но в этом споре, как мне видится, подтвердилась главная заповедь Христова - о любви к Богу, ближнему и к самому себе! И еще раз - правота народной истины - «Бог им Судья!»… Прошло время с момента этого спора, по сути, двух православных интеллигентов… Сегодня, пережив советский террор и репрессии, мы наконец-то осознали личность человека как общественную ценность… И многие из нас уже по-новому ставят акценты в этом споре… Ссылка на статью "Российская газета" - Федеральный выпуск №6105 (129)
|
|
|
| Всего комментариев: 0 | |