Главная » 2012 » Август » 18 » Проектирование системы духовно-нравственного воспитания: результаты диссертационного исследования
19:30
Проектирование системы духовно-нравственного воспитания: результаты диссертационного исследования

Проектирование системы духовно-нравственного воспитания: результаты диссертационного исследования Исследование системного подхода к воспитанию духовно-нравственной сферы личности старшеклассников гуманитарных школ проводилось в 1996-2002 годах на базе негосударственного образовательного учреждения «Православный лицей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских» и ряда образовательных учреждений города Волжского Волгоградской области. Первый этап (1996-1998 гг.) – выявление проблемы, анализ научных исследований и опыта духовно-нравственного воспитания, разработка концептуального замысла исследования. Апробация различных подходов в теории и практике духовно-нравственного образования. Второй этап (1999-2000 гг.) – разработка модели духовно-нравственного воспитания. Диагностика уровня развития духовно-нравственной сферы личности учащихся и профессиональной готовности учителей к осуществлению данного направления воспитания, проведение опытно-поисковой работы. Третий этап (2001-2002 гг.) – обоснование системы духовно-нравственного воспитания старшеклассников гуманитарных школ. Проведение формирующего эксперимента, апробация педагогических технологий развития духовно-нравственной сферы личности. Формулировка основных выводов исследования. Первая задача состояла в выявлении структуры духовно-нравственной сферы личности старших школьников. В ходе исследования были определены основные элементы в структуре духовно-нравственной сферы учащихся, к которым в исследовании в первую очередь была отнесена духовно-нравственная самоорганизация личности. Показано, что духовно-нравственная самоорганизация выступает главным продуктом развития ценностно-смысловой структуры личности, обеспечивает устойчивость духовных ценностей, способность следовать им путем самоопределения и волевого усилия. Второй составной частью духовно-нравственной сферы выступает духовно-нравственная культура. Речь идет не о знаниевом уровне усвоения духовно-нравственных понятий, а о степени становления их принципами поведения, об опыте применения их при решении жизненных проблем, о влиянии нравственных принципов на поведение, жизнедеятельность и содержание общения. Данный параметр характеризует общую ситуацию развития ребенка, интегрирующее влияние «духовно-нравственного» на другие сферы жизнедеятельности личности. Третьим компонентом духовно-нравственной сферы личности является духовно-нравственный опыт как устойчивое следование духовным жизненным идеалам, проявление умений рефлексировать и корректировать свое поведение, сохранять душевное равновесие в трудных жизненных ситуациях. Четвертый компонент – привычка «работы над собой», проявляющаяся в волевой саморегуляции, умении подчинять свою каждодневную жизнь духовным целям и планам, противостоять негативным влияниям среды, воплощать свой духовно-нравственный идеал в жизнедеятельности и поступках, корректировать свое поведение в соответствии с избранными духовно-нравственными идеалами, стремление к самообразованию и самовоспитанию. Пятый компонент - наличие культурных практик духовно-нравственного содержания, в которых реализуется личность. Такие практики выступают в роли «жизненного стержня», источника самореализации, оказывающих влияние на развитие ценностно-смысловых отношений личности. Участие старшеклассника в таких практиках является признаком устойчивости и избирательности личности. Вторая задача заключалась в том, чтобы определить систему условий (ситуацию) развития духовно-нравственной сферы личности. При ее решении мы исходили из того, что духовно-нравственный опыт индивида не имеет традиционной предметной, бытийной, объектной, вещной формы. Духовный мир личности учащегося изначально создается из “материала”, который несет в себе заряд субъектности – из творчески преобразующего отношения к учению, из переживания событий своей жизни и близких людей. Предпосылкой становления духовно-нравственного опыта является мир других личностей, плоды их трудов, переживания, запечатленные в предметах культуры. В исследовании показано, что поведенческие или психические новообразования становятся специальной функцией, предметом собственной активности отношений личности старшеклассника, отражаются в его сознании в качестве особой цели, вследствие чего развитие индивида становится в собственном смысле слова духовно-нравственным. Важным механизмом духовно-нравственного развития личности является “вмешательство” сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове, что означает его своеобразное упорядочивание, “нормирование”, осмысливание. Способами “работы” старшеклассника со своей чувственной сферой выступает словесный отчет, внутреннее высказывание, формулировка собственного мнения, что, как правило, неотделимо от стремления противопоставить его иному мнению, сознательное выполнение “личностного действия” - выбора, принятия ответственного решения, заявления о своей позиции и т.п. Важнейший аспект механизма духовно-нравственных новообразований есть внутренний диалог как «голос совести», которому внимает душа человека, не в последнюю очередь зависящий от степени освоения реальных диалогических отношений. Развитие духовно-нравственной сферы личности, как и всякое развитие личности, возможно лишь при условии, что оно будет востребовано самой ситуацией жизнедеятельности молодых людей, найдет в ней приложение, станет предметом сотрудничества ученика и учителя. Суть третьей задачи исследования заключалась в обосновании системы методического обеспечения духовно-нравственного воспитания старшеклассников. В ходе исследования была получена следующая модель методической деятельности: 1) подбор и разработка методик диагностики развития духовно-нравственной сферы личности; 2) разработка и реализация программ духовно-нравственного воспитания, включающих поэтапное развернутое определение целей и ключевых средств их достижения; 3) разработка программ непрерывной переподготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию. Основные выводы исследования. 1. Специфической функцией духовно-нравственной сферы личности является обеспечение устойчивости личности, способности жить вопреки нездоровым внешним обстоятельствам, соблазнам «легкой жизни», импульсивным влечениям; вырабатывать собственные жизненные принципы; сохранять верность принятым идеалам; мобилизовывать свою волю и личностный потенциал для противостояния всему, что разрушает сущностные силы человека. Духовно-нравственная культура выступает как образ жизни, противостоящий приспособительному поведению. 2. В основе психолого-педагогического механизма становления духовно-нравственной сферы лежит обретение личностью специфического опыта прохождения через жизненные ситуации как специфические возрастные «культурно-смысловые кризисы», требующие рефлексии и преодоления - отказа от не оправдавших себя норм, установок, привычек, опыта и выработки качеств, обеспечивающих независимость личности, своеобразное опережение проблемных обстоятельств, устойчивость в кризисных ситуациях. Система духовно-нравственного воспитания обеспечивает накопление воспитанниками личностного опыта, рефлексии собственной индивидуальности и адекватных ей механизмов «антикризисного» поведения, что предполагает: актуализацию жизненных ситуаций; моделирование обстоятельств, востребующих нравственный выбор, самооценку своих намерений и поступков, волевых усилий в направлении нравственного самоизменения; самореализацию школьников в духовно- значимой и внутренне принимаемой деятельности. 3. В качестве ведущих средств актуализации воспитательных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности детей, востребующих духовно-нравственное развитие учащихся, будут выступать: способы педагогического общения, обеспечивающие доверие и открытость его субъектов, возможность «вхождения» учителя в сферу жизненных проблем формирующейся личности; непрерывный педагогический диалог, актуализирующий рефлексию и силы саморазвития ученика; коллективность, совместность школьных дел при одновременном обеспечении автономности детей в развитии и сохранении своей индивидуальности; освоение последовательности усложняющихся социальных ролей ученика как участника детско-юношеского сообщества, социально активного гражданина, члена семьи, субъекта нравственного поведения в игровых и реальных жизненных ситуациях и др. 4.Становление и функционирование системы духовно-нравственного воспитания учащихся обеспечивается методической поддержкой профессионального развития учителей, что предполагает освоение ими основ духовно-нравственного воспитания, выработку собственной системы и адекватного стиля работы с детьми различных возрастов, умение взаимодействовать с родителями, культурными и религиозными институтами, являть образец духовно-нравственного жизнетворчества. 5.Управление системой духовно-нравственного воспитания включает: создание целевой программы поэтапной деятельности педагогического коллектива в этом направлении, мониторинг возрастного генезиса духовно-нравственной сферы воспитанников, обоснование и моделирование способов психолого-педагогической поддержки учащихся, адекватных каждому возрастному этапу их развития и духовно-нравственному содержанию образования. На всех этапах проектирования в качестве ведущих педагогических средств использовались формы совместной коллективной творческой деятельности педагогов и учащихся, эффективно обеспечивающие формирование нравственного сознания, гуманных чувств и убеждений, укрепление познавательной самостоятельности, проявление индивидуальности и самобытности каждого воспитанника. Во время проведения коллективных творческих дел поддерживалась атмосфера единодушия и взаимовыручки. Учащиеся включались в обсуждение культурных практик. В проектной деятельности создавалась ситуация перехода душевного состояния учащихся от трудно разрешимого в привычно разрешимое, стимулировавшая сознательное внимание, свободу ума даже при самых трудных задачах, радость не от получения побед, а от сотрудничества, снятие усталости. Отметим, что это чувство не прекращалось с окончанием дела. Для учащихся практически из всех уровневых групп наблюдался «эффект последействия», то есть совместная культурная практика влияла на формирование духовно-нравственных отношений. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены критерии развития духовно-нравственной сферы личности учащихся: проявление воспитанниками инициативы в организации культурно-творческой и социально-значимой деятельности (культурно-просветительских проектов, актов милосердия и благотворительности, социальных проектов); обретение воспитанниками опыта ответственности в духовно-нравственных отношениях, в делах, связанных с самоуправлением, групповым, командным сотрудничеством, отношениями ответственной зависимости; опыт совместного с педагогом и духовным наставником построения планов собственного воспитания, личностного роста; анализ собственных жизненных коллизий с позиций духовно-нравственных принципов; апробация своих жизненных принципов в коллективной социально признаваемой деятельности. В исследовании возникла необходимость по-новому понять многие традиционные педагогические понятия и явления, связанные с воспитанием духовно-нравственной сферы ребенка. Приводим характеристику образовательного учреждения, сложившегося в процессе проектирования системы духовно-нравственного воспитания. Православный лицей системы духовно-нравственного воспитания – образовательное учреждение, реализующее несколько образовательных программ и обеспечивающее развитие учащихся в православно-культурной образовательной среде. Специфика образовательного учреждения отражена в его Уставе, образовательных программах и педагогическом процессе. Содержание образования составляют духовно-нравственные ценности личности. По типу образовательного учреждения – лицей, гимназия, пансионного или полупансионного вида с учетом набора учащихся из региона по представлению местного православного прихода. По организационно-правовым нормам учреждение может быть государственным, муниципальным или негосударственным с правом или без прав юридического лица. По режиму работы – школа «полного дня» с самостоятельной организацией 3-х разового питания учащихся и сотрудников. В 1-ую смену в 7 час. 45 мин. – общая молитва перед учением, затем организация учебных занятий основной образовательной программы. Во 2-ую смену с 14 часов: организация учебных занятий дополнительного образования (1 учебный час в день); проведение самоподготовок учащихся под руководством опытных педагогов - классных воспитателей – 2-3 учебных часа в день; организация занятий Детской музыкальной школы (2 учебных часа в день); организация кружковой работы (2 часа 2 раза в неделю); организация совместной деятельности педагогов и учащихся - культурные практики (с 17 до 18 часов каждый день, в субботу и воскресенье с 14 до 18 часов); личная духовная практика учащихся – выполнение учебных практических заданий, участие в богослужениях (самоорганизация учащихся). На учебные занятия и после них доставка учащихся по городу на школьном автобусе. По образовательным программам – 1) основная образовательная программа системы духовно-нравственного воспитания; 2) дополнительная образовательная программа «Православная культура»; 3) дополнительная образовательная программа «Детская музыкальная школа Православного лицея»; 4) дополнительная образовательная программа начальной профессиональной подготовки учащихся. Реализация дополнительного образования осуществляется на основе требований к организации платных дополнительных образовательных услуг. По структуре: отдел основного образования с подразделениями: предметные факультативы, предметные кружки, подготовительные классы; отдел дополнительного образования с подразделениями: дополнительное образование, Детская музыкальная школа, начальная профессиональная подготовка учащихся, начальная профессиональная подготовка педагогов по программе «Основы духовно-нравственного воспитания учащихся», Центр Духового просвещения (организация совместной деятельности с православным приходом). По комплектованию классов: индивидуально-групповая форма обучения с учетом инновационных образовательных программ. По комплектованию кадров: исходя из условий инновационной деятельности в штатное расписание дополнительно вводятся ставки: 1) классных воспитателей 1-11 классов с учетом режима школы «полного дня»; 2) духовного наставника (священника), имеющего определенные должностные обязанности; 3) педагога-психолога для организации мониторинга развития духовно-нравственной сферы личности учащихся; 4) преподавателей дополнительной образовательной программы; 5) заместителя директора по дополнительному образованию; 6) научного руководителя. Всем руководителям и педагогам осуществляется доплата за инновационный характер деятельности – проектирование и управление системой духовно-нравственного воспитания. В целях воспитания православного образа жизни и для организации духовной практики учащихся с «лицейским Храмом» - православным приходом – устанавливаются договорные отношения о сотрудничестве, которые регулируются: 1) Уставом лицея, актуализирующим правильное развитие духовно-нравственных отношений личности учащихся с участием в церковной жизни; 2) договором лицея с епархией об осуществлении душепопечительской деятельности и финансовой поддержке дополнительной образовательной программы «Православная культура»; 3) договором с управлением муниципальным имуществом о предоставлении определенной площади для лицейского Храма на территории образовательного учреждения по согласованию с участниками образовательного процесса; 4) договором об организации учебной практики класса регентов и певчих начальной профессиональной подготовки учащихся Детской музыкальной школы лицея; 5) договором о введении лицейских традиций празднования: Дня начала Церковного индикта и православного учебного года (14 сентября), Дня памяти св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских и Дня завершения православного учебного года (24 мая), Введения во Храм Пресвятой Богородицы как праздника учеников (4 декабря), Рождества Христова, рождественские елки (7 января), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Крещение Господне, купание в «Иордане» (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Прощеное воскресение (в воскресенье Масленицы), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Светлое Христово Воскресение (первое воскресенье после полнолуния в период с 4 апреля по 8 мая). В эти дни все педагоги, учащиеся и их родители участвуют в богослужении, где учащиеся музыкальной школы лицея и класса регентов поют на клиросе, а назначенные духовным наставником мальчики помогают в проведении богослужения. По окончании организуется совместная трапеза и праздничный концерт. В организации лицейского питания в среду и пятницу – постные дни. Держание Великого и Рождественского поста в питании - по личному желанию педагогов, учащихся и их родителей и с благословения духовного наставника. К лицейским православным традициям относятся: утреннее молитвенное правило в лицейском храме, благословение священника перед учением; празднование двунадесятых праздников в лицейском храме; паломничество; помощь в благоустройстве храмов; перед началом и по окончании учебного года, перед Рождеством и Пасхой обязательно причащение педагогов и учащихся; и др. По окончании лицея выпускникам выдаются также дипломы о получении дополнительного образования по программе «Православная культура» с правом преподавания в воскресных школах и дошкольных образовательных учреждениях. Выпускники зачисляются в высшие духовные учебные заведения без вступительных экзаменов (по согласованию с ректоратом). Ли Л.В. Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Волгогр. гос. пед ун-тет, Изд-во «Перемена», 2005.
Просмотров: 1354 | Добавил: sistema-dnv | Теги: развитие духовно-нравственной сферы, Бахытжан Альпеисов, духовно-нравственная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: