10:59 Продвижение педагогической системы | |
Ли Л.В., к.п.н., Волгоград Педагогическая система «Духовно-нравственное образование личности» и ее продвижение Система духовно-нравственного воспитания, как и любая педагогическая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов развития личности, основанных на принятой концепции. Идеи православной педагогики, исследования в области духовно-нравственного воспитания, методология проектирования педагогических систем, позволили научно обосновать в русле общей педагогики опыт Кирилло-Мефодиевского Православного лицея Волгоградской епархии как педагогическую систему «Духовно-нравственное образование личности». Рассматриваемая система духовно-нравственного воспитания складывалась годами (1988-2003 гг.). Изначально важным было для нас стремление ввести в содержание лицейского образования ценности и традиции православной культуры как духовно-нравственный компонент. Однако опыт выполнения поставленной задачи показал, что данный компонент проявляется как новое системное явление, преобразующее содержание, внутренние и внешние связи, средства, логику и формы управления педагогической системой, рождает новый тип учителя, формирует новый характер педагогического взаимодействия, новое содержание отношений личности и новое понимание педагогических ценностей. Немного из истории Лицея. Негосударственное образовательное учреждение «Православный лицей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских» Волгоградской епархии организовано в октябре 1992 года на базе Духовной школы православного прихода «Воскресение Христово». В свою очередь эта Приходская школа была создана в основном из дошкольников, проходивших обучение в Центре Духовного просвещения «Воскресение души» Дворца культуры «Октябрь» города Волжского (1988-1992 гг.). Комплектование классов Православного лицея осуществлялось, исходя из принципа индивидуально-групповой формы обучения при освоении инновационных образовательных программ и новых подходов к развитию личности ребенка. Все педагоги получали 40% доплату за инновационный характер деятельности. Учащиеся лицея осваивали Комплексную образовательную программу «Духовное наследие»: 1) основная образовательная программа с духовно-нравственным компонентом содержания образования; 2) дополнительная образовательная программа «Православная культура»; 3) программа «Музыкальная школа Православного лицея»; 4) начальная профессиональная подготовка учащихся. Это была школа «полного дня» с самостоятельной организацией 3-х разового питания учащихся и сотрудников. В 1-ую смену в 7 час. 45 мин. – общая молитва в лицейском Храме перед учением, затем организация учебных занятий основного образования. Во 2-ую смену: дополнительное образование (1-2 учебных часа в день); проведение самоподготовок учащихся под руководством опытных педагогов - классных воспитателей – 2-3 учебных часа в день; организация учебных занятий по выбору учащихся по программе Детской музыкальной школы (2 учебных часа каждый день); организация кружковой работы (по 2 часа 2 раза в неделю); организация совместной деятельности педагогов и учащихся - культурные практики (с 17 до 18 часов каждый день, в субботу и воскресенье с 14 до 18 часов); личная духовная практика учащихся – выполнение учебных заданий, участие в богослужениях. С учетом состава учащихся из разных районов города, была организована бесплатная доставка детей на учебные занятия и после них на специальном автобусе за счет средств городской автоколонны №1732. Структуру Православного лицея составляли: 1. Отдел дополнительного образования «Православная культура». Образовательная программа - Церковно-славянский язык, Библейская история, Христианская этика, История Русской Православной Церкви, Агиография (Жития святых), Церковное пение, Православное декоративно-прикладное искусство. Экзамены в 9 и 11 классах. Дипломы об окончании. 2. Детская музыкальная школа Православного лицея – проведено 7 выпусков учащихся с начальной профессиональной подготовкой певчих и регентов церковного хора; многократное лауреатство вокального ансамбля «Живоносный источник» в республиканских и региональных хоровых конкурсах. Экзамены. Аттестаты ДМШ. 3. Центр Духового просвещения - организация совместной деятельности с православными приходами города Волжского и начальная профессиональная подготовка педагогов духовно-нравственного воспитания. За 1996-2001 годы было подготовлено более 50 педагогов гуманитарного цикла и дошкольного образования учреждений города Волжского. Защита реферата. Диплом «Педагога духовно-нравственного воспитания». 4. Центр дошкольного образования «Истоки» - с 1996 по 2001 год 13 групп дошкольников в ДОУ города Волжского входили в Центр Духовного Просвещения «Истоки», где предметы духовно-нравственного содержания преподавали педагоги Православного лицея. В целях создания условий опытно-экспериментальной работы по проектированию системы духовно-нравственного воспитания (1996-2002 гг.) в штатное расписание дополнительно были введены ставки: 1) научного руководителя, организующего научно-методическое сопровождение процесса проектирования и управления системой духовно-нравственного воспитания; 2) заместителя директора по дополнительному образованию; 3) классных воспитателей 1-11 классов (с учетом «школы полного дня»); 4) духовного наставника (священника), имеющего определенные обязанности душепопечительства педагогов, воспитанников и членов их семей; 3) педагога-психолога для организации психолого-педагогической поддержки детей в трудных жизненных ситуациях, проведения процедур диагностики развития духовно-нравственной сферы личности учащихся; 4) преподавателей учебных предметов по выбору основной образовательной программы; 5) педагогов дополнительного образования; 6) педагогов Детской музыкальной школы Православного лицея; 7) педагогов начальной профессиональной подготовки учащихся. В 1995 году силами педагогов лицея и родителей учащихся был создан лицейский Храм – Кирилло-Мефодиевский православный приход. За этот период сложились лицейские православные традиции: • общая молитва в Храме перед учением и после учения, перед трапезой и после трапезы; • благословение у священника перед принятием важного решения или совершением ответственного дела; • организация постного питания в среду и пятницу по согласованию с родителями учащихся, держание Великого и Рождественского поста в питании по личному желанию педагогов, учащихся и их родителей и с благословения духовного наставника. • обязательное причащение педагогов и учащихся перед началом и по окончании учебного года, перед Рождеством и Пасхой. • паломничество педагогов, учащихся и их родителей по святым местам и монастырям Волгоградской епархии, России и за рубежом (Израиль, Греция, Кипр, Италия); • регентская практика на клиросе лицейского храма; • праздничная трапеза лицеистов совместно с гостями и прихожанами лицейского Храма; • театрализованные представления и праздничные концерты учащихся Детской музыкальной школы в дни православных праздников; • лицейские православные празднования: Дня начала православного учебного года (14 сентября), Дня памяти св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских и Дня завершения православного учебного года (24 мая), Введения во Храм Пресвятой Богородицы как праздника учеников (4 декабря), Рождества Христова, рождественские елки (7 января), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Крещение Господне, купание в «Иордане» (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Прощеное воскресение (в воскресенье Масленицы), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Светлое Христово Воскресение (первое воскресенье после полнолуния в период с 4 апреля по 8 мая). Постепенно сложились и научно обоснованы методики педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности»: 1. учебное занятие «Духовно-нравственный урок» как педагогическая технология; 2. методика учебного предмета «Духовная культура» занятий по выбору учащихся гуманитарных и православных лицеев и гимназий; 3. диагностика развития и мониторинг духовно-нравственных отношений личности учащихся в образовательном учреждении системы духовно-нравственного воспитания; 4. методическая учеба педагогов по программе «Педагогическая система «Духовно-нравственное образование личности»; 5. повышение квалификации работников образования по программе «Менеджмент качества систем духовно-нравственного воспитания». Думаем, что педагогическая рефлексия опыта проектирования и управления данной системой духовно-нравственного воспитания приведет нас и к открытию и других ее значимых результатов. Почему мы говорим о негосударственном образовательном учреждении «Православный лицей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских» в прошедшем времени? Потому что в 2002 году весь личный состав, здание, материально-техническая и учебно-методическая база были переведены в МОУ СОШ им. Кирилла и Мефодия, учителей словенских с сохранением лицейских традиций и православно-культурного содержания образования. МОУ СОШ была организована по просьбе педагогического коллектива и родителей Православного лицея, с помощью депутатов Городской Думы и Городской Администрации. Дело в том, что в связи со сменой руководства предприятия ОАО «Поволжье», Православный лицей целый учебный год оставался без финансирования заработной платы около 80 сотрудников, без оплаты питания и коммунальных услуг. Ведь предприятие-спонсор «Поволжье» (генеральный директор П.И. Некрытый) брало на себя благотворительную помощь в содержании почти 80% учащихся Православного лицея - детей-инвалидов, детей под опекой, детей из социально-незащищенных слоев населения, детей сотрудников лицея – по сути, эти дети находились на пансионе «Поволжья». МОУ СОШ им. Кирилла и Мефодия, учителей словенских с духовно-нравственным содержанием образования просуществовала 2 учебных года. По окончании первого учебного года по инициативе администрации Управления образования был уволен директор, организовавший Православный лицей и эту муниципальную школу, а по окончании второго учебного года данная школа была переведена в статус структурного подразделения соседней школы в виде «Центра Духовного Просвещения им. Кирилла и Мефодия». По сути дела, произошел прецедент невыполнения Постановления Главы Администрации и Городской Думы в виде дискредитации формы муниципального образовательного учреждения системы духовно-нравственного воспитания, и «откат» на 16 лет назад!.. Однако в 2005 году, с огромным трудом продвижения с 1996 года православно-религиозной концепции в содержание общей педагогики, в Волгоградском государственном педагогическом университете была защищена диссертация на тему «Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля», обосновавшая на теоретическом и научно-практическом уровне опыт НОУ «Православный лицей…» и МОУ СОШ с духовно-нравственным компонентом содержания образования. Эта система духовно-нравственного воспитания вошла в теорию и практику общей педагогики, историю педагогики и образования, как педагогическая система «Духовно-нравственное образование личности». И это уже не закроешь!.. Важнейшим результатом педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности» является образовательная среда, центрированная на духовно-нравственные отношения личности. Таковая среда отличается накоплением опыта переживания и осознания ценностей, традиций, знаний и значений православной культуры с учетом сложных процессов социализации личности. Известно, что принятие ценностей происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, смены социальных ролей, воспитательных воздействий, личного опыта. В то же время, процесс принятия духовных (православно-религиозных) ценностей отличается от общеизвестных правил. Наблюдается, что учащийся может быть духовно богаче своего воспитателя, или младший школьник может обладать более высоким уровнем воспитанности по сравнению со старшеклассником. Так в чем же духовно-нравственная ценность отношений личности? Как педагогу открыть их смысл? Как создать такую педагогическую ситуацию, чтобы заинтересовать учащихся решением духовно-нравственных задач «работы над собой»? Какой смысл самовоспитания должен стать для учащихся бесконечно познаваемым? На все эти вопросы мы нашли ответ в христианской этике - учении о достижении добродетелей, главной из которых является любовь. Именно заповедь о любви к Богу, ближнему и к самому себе становится для христианина ценностным основанием отношений личности. Такие отношения мы назвали духовно-нравственными отношениями личности, потому что наряду с духовной жизнью человек живет и в условиях жизни социальной с ее нормами и законами. Христианское отношение к Богу формирует духовные мотивы личности, «одухотворяют» социальное содержание жизни человека как гражданина. Но духовная жизнь обретает свой смысл лишь в духовном (религиозном) опыте – в чувстве благоговения перед святыней, в осознании Божьего промысла, в страхе Божием, в покаянии, в чувстве духовного единения с Богом, в ощущении Его всепрощающей и благодатной любви и т.д. Испытываемые чувства запечатлеваются в эмоциональной памяти, воспринимаются как значимые жизненные явления, становятся мерилом ценностей. Так цель жизни человека наделяется личностным духовным смыслом. Христианское отношение к ближнему основано на принятии всех людей - и грешных, и добродетельных - как детей Божиих, как братьев, равных меж собой. Христианское отношение к самому себе основано на осознании образа Божия в человеке, целостности его духа, души и тела, на церковном опыте самопознания и самооценки личности. Значимость духовно-нравственных отношений личности состоит не только в том, что в их основании лежит предельно понятная и ментально «своя», выверенная соборным опытом система православно-христианского воспитания и самовоспитания. С духовно-нравственными отношениями личности сопряжено качество воспитания – они приводят нас к необходимости по-новому выстраивать педагогическое взаимодействие, формировать новую образовательную среду, искать новые подходы к проектированию и управлению педагогической системой. Естественно, что в данной ситуации профессионально-личностная готовность является важнейшим фактором качества педагогической деятельности в установлении особого вида взаимодействия и связей, когда ценности системы духовно-нравственного воспитания становятся жизненно важными для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля. Проектируя и управляя системой духовно-нравственного воспитания, учитель и ученик начинают совместный путь к духовно-нравственному образованию личности. Для этого требуются годы напряженного и плодотворного труда и определенные профессиональные знания. Дополнительное профессиональное образование педагогов системы духовно-нравственного воспитания становится сегодня одним из важнейших средств освоения нового педагогического пространства. В учебно-методическом пособии «Методики системы духовно-нравственного воспитания: практикум» подведены отдельные итоги более чем 20-летнего исследования проблем проектирования системы духовно-нравственного воспитания на уровне управления содержанием образования. Практикум очерчен кругом учебно-практических задач, методических вопросов, тематическими списками учебной литературы, обширной библиографией. В Глоссарии представлен междисциплинарный понятийный аппарат, основанный на авторской концепции системы духовно-нравственного воспитания, методологии общей педагогики и педагогического менеджмента. К семинарским и лабораторно-практическим занятиям прилагаются организационные, диагностические, дидактические и исследовательские материалы. Продвижение идей духовно-нравственного образования личности осуществляется сегодня в образовательном проекте «Система духовно-нравственного воспитания учащихся Начальной школы-пансиона в социально-педагогическом учреждении". Разработка образовательной модели Начальной школы-пансиона системы духовно-нравственного воспитания осуществляется на базе Детского православного приюта «Дом милосердия» Волгоградской епархии. Впервые в рамках образовательного проекта представлен системный (целостный) подход к развитию духовно-нравственной сферы личности младших школьников, нуждающихся в социально-педагогической поддержке. При разработке образовательной модели «Начальная школа-пансион системы духовно-нравственного воспитания» использован опыт подготовки 8-и выпусков учащихся 1-ой ступени Православного лицея. Ситуация проектирования педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности» рассматривается с учетом требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (стандарты второго поколения), а также опыта воспитания православного образа жизни детей специализированного учреждения «Детский православный приют «Дом милосердия» имени святой преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны» Волгоградской епархии. Технология проектирования осуществляется с позиций менеджмента качества систем духовно-нравственного воспитания, которое рассматривается как реализация приоритетных направлений оптимального решения организации образовательной среды, центрированной на духовно-нравственные отношения личности. Оценка с позиций общепринятого в менеджменте качества понятия «качества» как «степень соответствия присущих характеристик требованиям». В этой связи «качество управления» понимается нами как степень соответствия присущих характеристик системы духовно-нравственного воспитания общим требованиям педагогического менеджмента. На обоснованном опыте, нами определены критерии качества системы духовно-нравственного воспитания: 1) разработанность концепции системы духовно-нравственного воспитания и развернутость освоения ее компонентов участниками образовательного процесса; 2) наличие методики учебного предмета духовно-нравственного содержания; 3) формирование авторской педагогической системы учителя; 4) формирование личной образовательной системы ученика; 5) диагностика развития духовно-нравственных отношений личности и мониторинг духовно-нравственной сферы личности; 6) научно-методическое сопровождение процесса проектирования и управления системой духовно-нравственного воспитания; 7) становление школьных традиций православного образа жизни. Формы проектирования - функционально-методическое, научно-методическое, личностно-творческое. 1) функционально-методическое проектирование- организация и нормативно-правовое регулирование деятельности образовательного учреждения системы духовно-нравственного воспитания; 2) научно-методическое проектирование: разработка и экспертиза учебных программ, учебников, учебных пособий и учебных словарей духовно-нравственного содержания; педагогическая оценка духовно-нравственных знаний; педагогическая диагностика духовно-нравственных отношений личности; психолого-педагогическая диагностика развития духовно-нравственной сферы личности; мониторинг качества образовательных систем; и др. 3) личностно-творческое проектирование: методические приемы усвоения духовно-нравственных знаний. Известно, что если какой-либо объект переходит от одной стадии развития к другой, более сложной, значит, ему присущи определенные свойства системы - саморазвивающейся или управляемой. Сегодня имеется достаточный опыт деятельности образовательных учреждений (государственных, муниципальных и негосударственных) от детского сада до вуза, где осуществляется духовно-нравственное воспитание. Здесь мы можем с полным обоснованием говорить об управлении системами духовно-нравственного воспитания. Для создания информационного пространства и продвижения идей педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности», мы вошли в социальную сеть Фейсбук. Страница «Духовно-нравственное образование личности» www.facebook.com/pages/Духовно-нравственное-образование-личности/297 в форме персонального блога содержит материалы о становлении, обосновании и продвижении педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности». Страница «Русская духовная культура» www.facebook.com/RusskaaDuhovnaaKultura разработана в жанре книги как электронное учебное пособие к учебному занятию «Духовно-нравственный урок». Страница «Духовно-нравственный урок» http://www.facebook.com/pages/ Духовно-нравственный-урок/329408983803997 разрабатывается в жанре книги - методического пособия для учителя в планировании и разработке форм учебных занятий, опираясь на учебный материал Страницы «Русская духовнаякультура». Страница «Мой любимый сад» http://www.facebook.com/MojLubimyjSad разрабатывается в жанре книги о проектировании Русского сада в духовных традициях православных монастырских садов. Данный сайт "Система духовно-нравственного воспитания» http://mksdnv.ucoz.ru/ является главной Страницей педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности». Здесь представлено научно-методическое сопровождение процесса проектирования и управления педагогической системой «ДНОЛ» в гуманитарных и православных лицеях и гимназиях: Страница 1. Методика учебного предмета педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности». Страница 2. Учебное занятие «Духовно-нравственный урок» как педагогическая технология. Страница 3. Менеджмент качества систем духовно-нравственного воспитания. Страница 4. Школьные проекты педагогической системы «Духовно-нравственное образование личности» как педагогическая технология. Страница 5. Образовательный проект.
Известно,
что если какой-либо объект переходит от одной стадии развития к другой, более
сложной, значит, ему присущи определенные
свойства системы - саморазвивающейся или управляемой. Сегодня имеется
достаточный опыт деятельности образовательных учреждений (государственных,
муниципальных и негосударственных) от детского сада до вуза, где осуществляется
духовно-нравственное воспитание. Здесь мы можем с полным обоснованием говорить
об управлении системами духовно-нравственного воспитания.
Прикрепления: Картинка 1 | |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |