ГЛОССАРИЙ
педагогической системы "Духовно-нравственное образование личности" "Духовно-нравственное образование личности" педагогическая система - взаимосвязь содержания и форм развития духовно-нравственных отношений в образовательной среде.
Духовно-нравственные отношения личности – системное качество и ценность,
формирующиеся в процессе характерных переживаний, особенностей восприятия и
поведенческих реакций исполнения христианской заповеди любви к Богу, ближнему и
к самому себе в условиях социальных норм нравственности и морали.
Духовно-нравственные ценности – принятие высшего смысла и образа жизни человека.
Духовно-нравственные знания - результат духовно-нравственных отношений личности; усвоение духовно-нравственных
понятий, законов духовной жизни человека, принципов нравственного поведения, значимых
образов и явлений, предметов жизни.
Качество
духовно-нравственных знаний - понимание
структуры, элементов, взаимосвязей и последовательности духовно-нравственных
отношений личности; многообразие форм духовной практики.
Духовно-нравственное понятие – божественный характер предметов и явлений, продукт обобщения личного духовного и соборного опыта.
Кафедра (школьная) системы духовно-нравственного воспитания – форма научно-методического проектирования
образовательной среды духовно-нравственных отношений личности.
Качество системы духовно-нравственного воспитания - это достижение определенного уровня, степени
удовлетворения ожиданий от включения педагогов и учащихся в духовно-нравственные
отношения личности.
Качество управления системой духовно-нравственного
воспитания - степень соответствия присущих характеристик
системы духовно-нравственного воспитания требованиям управления ею, когда
ценности системы духовно-нравственного воспитания становятся жизненно важными
для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля.
Критерии качества управления системой
духовно-нравственного воспитания: 1)
разработанность концепции духовно-нравственного воспитания и развернутость программы
ее освоения участниками образовательного процесса; 2) наличие методики учебного предмета
духовно-нравственного воспитания; 3)
формирование авторской педагогической системы учителя; 4) формирование личной
образовательной системы ученика; 5) диагностика и мониторинг
духовно-нравственной сферы личности в учебном процессе; 6) внутренняя
экспертиза образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий
духовно-нравственного содержания; 7) становление школьных традиций
православного образа жизни.
Личностно-творческое управление системой
духовно-нравственного воспитания – система
средств формирования личной педагогической системы учителя и личной образовательной системы ученика в
образовательной среде духовно-нравственных
отношений личности.
Лицей (гимназия, школа)системы духовно-нравственного воспитания – учреждение, осуществляющее
углубленное гуманитарное и дополнительное культурологическое образование в условиях среды
духовно-нравственных отношений личности.
Методика учебного предмета системы
духовно-нравственного воспитания – педагогическое
взаимодействие, направленное на
системное, сознательное, последовательное и доступное усвоение
духовно-нравственных понятий в реальных и проектируемых ситуациях
духовно-нравственных отношений личности.
Научно-методическое сопровождение системы
духовно-нравственного воспитания – исследование, продвижение и поддержка методик развития духовно-нравственной сферы личности.
Образовательная программа системы
духовно-нравственного воспитания – стратегия
управления содержанием образования.
Образовательная программа «Менеджмент качества систем
духовно-нравственного воспитания" -
форма научно-методического сопровождения процесса проектирования и управления
образовательной средой духовно-нравственных отношений личности на уровне повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по
специальности «Менеджмент организации».
Образовательная программа «Введение в педагогический
менеджмент качества высшего профессионального образования» - форма научно-методического сопровождения процесса
проектирования и управления личностно-развивающими педагогическими системами на
уровне повышения квалификации и профессиональной переподготовки зав. кафедрой
вуза по специальности «Менеджмент организации».
Проектирование системы духовно-нравственного
воспитания - решение триединой
стратегической задачи: а) принятие участниками образовательного процесса
концепции системы духовно-нравственного воспитания; б) разработка педагогических
ситуаций, актуализирующих духовно-нравственные отношения личности; б)
диагностика развития духовно-нравственной сферы личности.
Профессионально-личностная готовность педагога системы
духовно-нравственного воспитания – установка
на принятие педагогических ценностей, мотивация духовно-нравственного
совершенствования личности.
Педагогические ценности системы духовно-нравственного
воспитания – духовно-нравственный смысл,
выступающий в качестве цели и основных средств достижения
профессионально-личностной готовности: 1) принятие концепции целостности
«духовно-нравственного» во всех проявлениях жизни и деятельности человека; 2) педагогическая
поддержка развития духовно-нравственных отношений личности; 3) личная
педагогическая система учителя; 4) личная образовательная система ученика.
Педагогический менеджмент качества систем
духовно-нравственного воспитания – достижение
определенного уровня, степени удовлетворения ожиданий от реализации целей
приоритетных направлений – функционально-методического,
научно-методического и личностно-творческого – в соответствии с общей целью образовательной среды.
Система духовно-нравственного воспитания – образовательная среда, центрированная на
духовно-нравственные отношения личности, формируемые в процессе усвоения
православно-культурных ценностей, традиций, знаний и значений.
Систематизация духовно-нравственных понятий – методологический принцип и прием усвоения
содержания духовно-нравственных ценностей средствами структурирования
логической взаимосвязи характеристик единичных ("слово Божие" - библейские определения), особенных
(определения с позиций личного духовного опыта) и всеобщих
(научные (предметные) определения).
Управление системой духовно-нравственного воспитания –
процесс деятельности
руководителей, педагогов и учащихся образовательного учреждения, позволяющий развивать
достигнутые цели проектирования среды духовно-нравственных отношений личности.
Учебный словарь системы духовно-нравственного
воспитания –самостоятельный тип
словарей, определяющий содержание духовно-нравственных понятий, одно из
учебно-познавательных средств усвоения духовно-нравственных знаний.
Учебная программа системы духовно-нравственного
воспитания – методическое средство
проектирования педагогических ситуаций духовно-нравственных отношений личности.
Функционально-методическое управление – взаимосвязанная
совокупность циклически повторяющегося процесса
анализа, прогнозирования, принятия решения, планирования, организации,
координации, мотивации, контроля, информации и методов проектирования и
управления.
|