Главная » 2012 » Июль » 5 » Глоссарий педагогической системы "Духовно-нравственное образование личности"
18:42
Глоссарий педагогической системы "Духовно-нравственное образование личности"

ГЛОССАРИЙ
педагогической системы 
"Духовно-нравственное образование личности"

"Духовно-нравственное образование личности" педагогическая система - взаимосвязь содержания и форм развития духовно-нравственных отношений в образовательной среде. 


Духовно-нравственные отношения личности – системное качество и ценность, формирующиеся в процессе характерных переживаний, особенностей восприятия и поведенческих реакций исполнения христианской заповеди любви к Богу, ближнему и к самому себе в условиях социальных норм нравственности и морали.


Духовно-нравственные ценности –  принятие  высшего смысла и образа жизни человека.  


Духовно-нравственные знания - результат  духовно-нравственных отношений личности; усвоение духовно-нравственных понятий, законов духовной жизни человека, принципов нравственного поведения, значимых образов и явлений, предметов жизни. 


Качество духовно-нравственных знаний -  понимание структуры, элементов, взаимосвязей и последовательности духовно-нравственных отношений личности;  многообразие  форм духовной практики. 

Духовно-нравственное понятие – божественный характер предметов и явлений, продукт обобщения личного духовного и соборного опыта.

Кафедра (школьная) системы духовно-нравственного воспитания – форма научно-методического проектирования образовательной среды духовно-нравственных отношений личности.

Качество системы духовно-нравственного воспитания - это достижение определенного уровня, степени удовлетворения ожиданий от включения педагогов и учащихся в духовно-нравственные отношения личности.

Качество управления системой духовно-нравственного воспитания -  степень соответствия присущих характеристик системы духовно-нравственного воспитания требованиям управления ею, когда ценности системы духовно-нравственного воспитания становятся жизненно важными для ее субъектов, и тогда их деятельность уже не требует контроля.

Критерии качества управления системой духовно-нравственного воспитания: 1) разработанность концепции духовно-нравственного воспитания и развернутость программы ее освоения участниками образовательного процесса; 2)  наличие методики учебного предмета духовно-нравственного воспитания;  3) формирование авторской педагогической системы учителя; 4) формирование личной образовательной системы ученика; 5) диагностика и мониторинг духовно-нравственной сферы личности в учебном процессе; 6) внутренняя экспертиза образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий духовно-нравственного содержания; 7) становление школьных традиций православного образа жизни.

Личностно-творческое управление системой духовно-нравственного воспитания – система средств формирования личной педагогической системы учителя и  личной образовательной системы ученика в образовательной среде  духовно-нравственных отношений личности. 


Лицей (гимназия, школа)системы духовно-нравственного воспитания – учреждение, осуществляющее углубленное гуманитарное и дополнительное  культурологическое образование в условиях среды духовно-нравственных отношений личности.  

Методика учебного предмета системы духовно-нравственного воспитания – педагогическое взаимодействие, направленное на  системное, сознательное, последовательное и доступное усвоение духовно-нравственных понятий в реальных и проектируемых ситуациях духовно-нравственных отношений личности.

Научно-методическое сопровождение системы духовно-нравственного воспитания –  исследование, продвижение и  поддержка методик развития духовно-нравственной сферы личности.  

Образовательная программа системы духовно-нравственного воспитания – стратегия управления содержанием образования.

Образовательная программа «Менеджмент качества систем духовно-нравственного воспитания" - форма научно-методического сопровождения процесса проектирования и управления образовательной средой духовно-нравственных отношений личности на уровне повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по специальности «Менеджмент организации».  

Образовательная программа «Введение в педагогический менеджмент качества высшего профессионального образования» - форма научно-методического сопровождения процесса проектирования и управления личностно-развивающими педагогическими системами на уровне повышения квалификации и профессиональной переподготовки зав. кафедрой вуза по специальности «Менеджмент организации».

Проектирование системы духовно-нравственного воспитания - решение триединой стратегической задачи: а) принятие участниками образовательного процесса концепции системы духовно-нравственного воспитания; б) разработка педагогических ситуаций, актуализирующих духовно-нравственные отношения личности; б) диагностика развития духовно-нравственной сферы личности.

Профессионально-личностная готовность педагога системы духовно-нравственного воспитания – установка на принятие педагогических ценностей, мотивация духовно-нравственного совершенствования личности. 

Педагогические ценности системы духовно-нравственного воспитания – духовно-нравственный смысл, выступающий в качестве цели и основных средств достижения профессионально-личностной готовности: 1) принятие концепции целостности «духовно-нравственного» во всех проявлениях жизни и деятельности человека; 2) педагогическая поддержка развития духовно-нравственных отношений личности; 3) личная педагогическая система учителя; 4) личная образовательная система ученика.

Педагогический менеджмент качества систем духовно-нравственного воспитания – достижение определенного уровня, степени удовлетворения ожиданий от реализации целей  приоритетных направлений – функционально-методического, научно-методического и личностно-творческого – в соответствии с общей целью образовательной среды. 

Система духовно-нравственного воспитания – образовательная среда, центрированная на духовно-нравственные отношения личности, формируемые в процессе усвоения православно-культурных ценностей, традиций, знаний и значений.

Систематизация духовно-нравственных понятий – методологический принцип и прием усвоения содержания духовно-нравственных ценностей средствами структурирования логической взаимосвязи характеристик единичных ("слово Божие" - библейские  определения), особенных (определения с позиций личного духовного опыта) и всеобщих (научные (предметные)  определения).   

Управление системой духовно-нравственного воспитания –  процесс деятельности руководителей, педагогов и учащихся образовательного учреждения, позволяющий развивать достигнутые цели проектирования среды духовно-нравственных отношений личности.  

Учебный словарь системы духовно-нравственного воспитания –самостоятельный тип словарей, определяющий содержание духовно-нравственных понятий, одно из учебно-познавательных средств усвоения духовно-нравственных знаний.

Учебная программа системы духовно-нравственного воспитания – методическое средство проектирования педагогических ситуаций духовно-нравственных отношений личности.

Функционально-методическое управление  – взаимосвязанная совокупность  циклически повторяющегося процесса анализа, прогнозирования, принятия решения, планирования, организации, координации, мотивации, контроля, информации и методов проектирования и управления.


Просмотров: 1062 | Добавил: sistema-dnv | Теги: духовно-нравственное воспитание, менеджмент, педагогическая система, образование, качество, личность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: